Современная экономика сохраняет тенденции развития от простого к сложному, увеличению роли информации и человека. Развитие технических средств и увеличение объема информации обостряет потребность в эффективных коммуникационных технологиях и каналах. Естественным условием для нормального функционирования бизнес структуры теперь являются умения управлять потоками информации, качественно обрабатывать её, создавать и поддерживать БД, в целом - формировать и развивать информационные системы.
Информационные системы образуются из минисистем, имеют свой жизненный срок, пространственное распространение, интенсивность и сложность. При этом, все участники коммуникаций (производители-поставщики-потребители), так или иначе, являются её создателями.
Конкурентная экономическая деятельность требует от участников книжного рынка компетентной работы с информацией, умения управлять коммуникациями и выстраивать перспективное взаимодействие.
Сегодня на книжном рынке обмен информацией осуществляется как через прямые способы коммуникаций (непосредственное общение, телефон, переписка, мероприятия событийного характера), так и через опосредованные (СМИ, радио и ТВ, директ-маркетинг, изобразительные средства). Количество информационных источников растет, уменьшается объем информации получаемой из индивидуального опыта и личного общения. Наблюдается определенный информационный хаос и использование манипулятивных технологий.
|
|
Одним из условий развития книжного рынка, является повышение открытости коммуникаций, создание независимых информационных центров, интеграция информационных ресурсов. Необходима система, которая позволит объединить участников (покупателей, библиотеки, продавцов, дистрибьюторов, издательства и типографии), в единое информационное пространство.
Елена Александровна Штехина, директор сети книжных магазинов «Магистр»: «Издательств, выпускающих малотиражную литературу, много, наладить с ними прямой контакт практически невозможно, так как продавать книги они не умеют и часто к этому просто даже не стремятся, поэтому чаще пользуемся услугами посредников. Было бы неплохо создать банк данных с информацией о выпущенных и планируемых к выпуску изданиях вузовских книг, но здесь, как обычно, нет координатора такого проекта и, конечно, унификации обмена информацией».
Сегодня необходимо проводить сегментацию рынка в первую очередь не по территориям и тематикам, но по целевым аудиториям и персоналиям, их уровню и предпочтениям.
Первым условием выживания в современном книжном бизнесе становиться умение вести деятельность с использованием проактивной стратегии, интегрированных и инновационных технологий. Всё упомянутое невозможно без развития коммуникационных связей, диалога, формирования позитивных и перспективных отношений, без установок на взаимодействия.
|
|
Повышение уровня работы с информацией и развитие системных коммуникаций при грамотном управлении практически всегда влечет снижение затрат и издержек, повышение конкурентных преимуществ.
Информационные технологии
Благодаря новым способам накопления и обработки информации, расширению возможностей технических средств (в т.ч. ПО) и коммуникаций, процессы протекают быстрее и шире, глобальнее.
Участники книжного рынка работают с многообразным программным обеспечением, разнообразными классификаторами и кодировочными системами. Актуальной задачей для книжного рынка является формирование специальной информационной среды, т.е. совокупности транслируемых знаковых систем, связей и качеств, реализуемых субъектами информационного взаимодействия.
При реализации такой интегрированной системы необходимо учитывать определенное критическое множество реальных и перспективных факторов (законы, стандарты, системы, коммуникации и т.д.). Необходимо системное проектирование, активная заинтересованность книжного сообщества и участие независимых разработчиков, наличие финансирования.
Елена Александровна Штехина, директор сети книжных магазинов «Магистр»: «Необходимо создание единого стандарта передачи данных, возможно более простого, чем ONIX, и на базе одного из крупных оптовиков, например ТД «КноРус», накапливать информацию о выпускаемых книгах. Затраты на получение и обработку такой информации могли бы окупиться за счет дополнительных конкурентных преимуществ: наличия полной информации, возможности обеспечения очень узкоспециальными книгами или за счет платного использования данного ресурса».
Сегодня сложно представить нормальную работу компании без интернет-коммуникаций: сайта, электронной почты, ICQ. Отдельно выделяем интерактивные возможности блогов, так называемых «живых журналов».
Илья Кормильцев, поэт, переводчик, главный редактор издательства «Ультра. Культура»: ««Живой журнал» - это индивидуальное средство массовой информации, которое до сих пор не оценено по-настоящему. Зачатки такого понимания можно заметить уже сейчас: активные, имеющие свою позицию пользователи уже давно не воспринимают его как личный дневник».
Информационные технологии способствуют оптимизации управления и учета, производства и маркетинга, документооборота и обмена данными, организации удаленных рабочих мест и т.д. Применение информационных технологий позволяет расширить, упростить и ускорить коммуникационные возможности, снизить затраты и издержки, осуществлять бизнес эффективнее.