Список литературы
Вопросы для обсуждения
1. В чем различия объектов исследования при теоретическом и практическом исследованиях?
2. В чем заключается смысл выделения управленческих функций?
3. В чем заключается необходимость распределения полномочий?
4. Каковы достоинства и недостатки «материнских» организационных структур: иерархических, матричных, «дуальных», параллельных?
5. В чем заключены причины разнообразия организационных структур, приведенных в прил. 2–20? Определите основные характеристики указанных организационных структур.
6. Можно ли посредством трех характеристик, таких как устойчивость, управляемость и адаптивность, определить состояние системы управления? Проанализируйте с этих позиций организационные структуры, приведенные в прил. 2–20.
Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и предисл. Л.И. Евенко. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
Балабан В.А. Основы организации управленческого труда: Учеб. пособие. – Владивосток: ДВГАЭУ, 1996.
|
|
Балабан В.А. Полузабытое наследие / Вестник ДВГАЭУ, 1997. №2(4).
Бир С. Мозг фирмы: Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1993. – 416 с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1996. – 416 с.
Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2-х томах. – М.: МНИИПУ, 1998. Т. 1. – 816 с.
Дункан Джек У. Основные идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. – М.: Дело, 1996.
Зенина Н.Н. Проблемы управления лесным комплексом Хабаровского края // Проблемы экономической политики на российском Дальнем Востоке: Материалы международной научно-практической конференции. – Хабаровск: РИОТИП, 2001. – С. 262–266.
Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США (теория и практика формирования). – М.: Наука, 1983. – 350 с.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. – Минск: ЗАО Экономпресс, НПЖ ФУА, 1998. – 284 с.
Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 1997. – 228 с.
Колл Д.Г. Организационные модели и структуры // Современное управление: Энциклопедический справочник. Том 1. – М.: Издатцентр, 1997. С. 1–54, 1–60.
Кунц Г., O’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. – 493 с.
Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели совершенствования организационных структур. – М.: Наука, 1988. – 189 с.
Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – 504 с.
Повилейко Р.П. Сколько управляющих должно быть? // ЭКО. 1989. № 7. С. 150–159.
|
|
Райсс Михаэль. Оптимальная сложность управленческих структур // Менеджмент и маркетинг. 1994. № 5. С. 74–79.
Справочник директора предприятия / Под. ред. М.Г. Лапусты. 5-е изд., измен. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 750 с.
Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 447 с.
Chandler A. Strategy and structure, MIT Press, Cambridge (Mass.) 1962.
Dale E. Planning and developing the company organization structure: AMA Research Report Number 20. N.Y., 1952. p. 21.
Evans G.H. The Product Manager’s Job. New York: American Management Association, 1964.
Fayol Henry. General and Industrial Administration. New York: Pitman Publishing Corp., 1949.
Hanan M. Reorganize Your Company around Its Markets. – Harvard Business Review. vol. 52. № 6. p. 63–74 (November-December, 1974).
House R.S., Miner J.B. Emerging Management and Behavioral Theory: The Interaction between Span of Control and Group Size. – Administrative Science Quarterly. vol. 14. № 3. p. 451–464 (September, 1969).
Knight K. Matrix organization: a view // Jornal of Managment Studies, 1976. May. – P. 713.
Mooney J.D. Principles of Organization (New York: Harper & Row, Publishers, Incorporated, 1955). p. 42–44.
Woodward J. Industrial Organization: Theory and Practice. Oxford University, 1965.
6. Исследование
информационного обеспечения
системы управления:
организационный аспект
Служебные бумаги стремятся заполнить все свободные ящики.
Джерри Браун,
губернатор Калифорнии
Никакая автоматизация не позволит так быстро справляться с текущими делами, как старая добрая корзина для бумаг.
Пшекруй
Управление без информации не может быть управлением, информация – это нервы управления. Информация воспроизводится во внутренней среде организации, поступает извне. Внешние и внутренние информационные потоки в рамках ИПП обрабатываются соответствующими специалистами и адресуются заинтересованным лицам. Один из основных вопросов информационного обеспечения – много или мало информации, и сколько ее нужно для обеспечения эффективного управления. Надо иметь в виду, что информационное обеспечение управления является пока слабоструктуризованной проблемой. В этой связи в данной теме мы не только рассмотрим вопросы, связанные с исследованием информационного обеспечения, но и систематизируем совокупность известных теоретических и практических взглядов на эту проблему.
План
6.1. Логика исследования информационного обеспечения управления.
6.2. Информационное обеспечение управления: организационный аспект.
6.2.1. Информационное обеспечение управления: общие положения, структура, состав, ресурсы.
6.2.2. Информационные потоки.
6.3. Особенности исследования информационного обеспечения управления.
6.3.1. Методы исследования информационных потоков.
6.3.2. Уточнение документированного информационного обеспечения управления.
6.3.3. Измерение информационной обеспеченности управления.
6.4. Резюме.
6.5. Тренировочные задания.
6.1. Логика исследования
информационного обеспечения управления
Информационное обеспечение управления основывается на адекватной структурам управления организации данных и их обработке[49]. Логика и особенности исследования информационного обеспечения управления основаны на этом определении и заключаются в диагностике совокупности документированных сообщений (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Логика исследования
информационного обеспечения управления
Объектом исследования является информационная система (ИС), в рамках которой осуществляется информационное обеспечение управления, а предметом исследования – совокупность элементов информационного обеспечения, связей и отношений между подсистемами, компонентами и элементами СУ в процессе генерации, передачи и обработки управленческой информации. Источниками документированных сообщений являются функции (задачи, работы и процедуры).
Исследование структуры и состава документированных сообщений позволяет определить объем, номенклатуру документов, их трудоемкость, численность персонала, занятого на их производстве и в обеспечении движения в организации. Выявление проблем в информационных сообщениях «сегодня» позволяет: сформулировать «образ» документированных сообщений «завтра», или, другими словами, определить необходимый их набор (номенклатуру), трудоемкость и выйти на необходимую численность персонала; уточнить управленческие функции и структуру в рамках СФП.
|
|
Информационная обеспеченность управления – это слабоструктуризованная проблема. Рассмотрим сначала теоретические вопросы, а затем методы ее исследования.
6.2. Информационное обеспечение:
организационный аспект
6.2.1. Информационное обеспечение управления:
общие положения, структура, состав, ресурсы
Информационное обеспечение системы управления (СУ) организации, с точки зрения системного подхода, эффективно может быть осуществлено только в рамках информационной системы (ИС). При этом информационную систему нельзя полностью отождествлять с самой системой управления, поскольку она является неотъемлемой частью информационно-поведенческой подсистемы (ИПП) СУ.
Целью СУ в целом является управление объектом, т.е. анализ его состояния, принятие решений о путях дальнейшего его функционирования в свете стоящих перед ним задач, а также организация практической реализации принятых решений и контроль их исполнения. Цель ИО – это сбор и фиксация информации об управляемом объекте, переработка этой информации и представление ее в виде, удобном для анализа, передача определяющих управляющих воздействий (распорядительной информации) о принятом решении[50].
Система управления, ее функциональная и организационные структуры являются структурообразующими по отношению к ИС факторами, поскольку статика (элементы, компоненты, звенья и уровни) и динамика (процессы управления) этих структур являются источниками управленческой информации или информационных потоков.
Функционирование ИС возможно при реализации основных элементов ИС[51] (рис. 6.2). С другой стороны, информационная система представляет собой набор компонентов, который быстро запоминает и манипулирует огромными массивами необработанных исходных данных (Дональд Т. Вински, 1997)[52]. Задачей ИС является управление основными видами ресурсов. Как видно из рис. 6.3, одни из них вполне очевидны, другие – менее ярко выражены, разнообразны и трудно поддаются управлению.
|
|
Рис. 6.2. Основные элементы
информационного обеспечения управления
Рис. 6.3. Основные ресурсы информационной системы по Вински
К информационным ресурсам, управляемым ИС, относятся цифровая, текстовая, графическая, голосовая (звуковая) и видеоинформации. Постоянно усложняющейся задачей является поддержание необходимого уровня защиты и целостности данных и в то же время обеспечение глобального доступа к информации, требуемой для ведения бизнеса. Информационные ресурсы включают в себя также отношения между элементами данных, в результате которых организации требуется получение полезной для нее информации. Становление ИС в организации зависит от характера управления ресурсами ИС, отдачи информационных технологий, а также от того, какое значение ей придается в управлении организацией. На рис. 6.4 показаны этапы становления ИС в двухкоординатной системе: 1) роли ИС в организации; 2) выгода от ее функционирования (Виханский и Наумов, 1996).
Рис. 6.4. Этапы становления ИС по Виханскому и Наумову
Известны следующие три роли ИС в организации:
1) реагирующая, когда управление ИС пассивно реагирует на специальные требования и постоянную необходимость снижения затрат;
2) опережающая, когда управление ИС инициирует и направляет проекты, реализуемые для повышения эффективности хозяйственной деятельности;
3) координирующая, когда управление ИС играет роль своего рода делового консультанта в вопросах сведения хозяйственных требований и технологии.
По вертикали на рис. 6.4 представлены выгоды информационных технологий, которые могут иметь различные области применения – от общей полезности до создания продуктов и услуг. По диагонали сетки, на которой расположены ресурсы ИС, можно видеть естественный цикл становления службы ИС. Надо иметь в виду следующее обстоятельство: по мере развития научно-технической революции и изменения требований организации кривая становления ИС повторяется снова.
Руководителям ИС приходится постоянно искать баланс между реагирующей, опережающей и координирующей ролями, которые они выполняют в организации. В этой ситуации крайне необходима гибкость ИС и поддержание ресурсов ИС путем установления партнерских отношений с другими службами организации и внешними организациями. Это может выражаться в форме совместных проектов с внутренними пользователями, клиентами, поставщиками. Необходимость оперативного переключения руководства ИС с одной роли ИС на другую определяется следующими четырьмя факторами (Дональд Т. Вински, 1997): 1) стратегическое видение руководства организации; 2) ориентация руководства на существующую ИС; 3) текущее состояние организации; 4) характер информационной технологии, требуемой организацией.
В связи с лавинообразным накоплением объемов информации ее рациональное использование во многих случаях невозможно без компьютерной обработки. Учет на практике этой особенности играет определяющую роль в формировании скорости принятия решения в системе управления. К сожалению, в этом вопросе российские предприятия отстают от зарубежных.
В крупных и средних организациях в рамках ИПП могут использоваться информационные системы различного назначения, обеспечивающие обработку информации на ПЭВМ и принятие управленческих решений (табл. 6.1). Основой таких информационных систем, как правило, являются автоматизированные системы управления (АСУ). Соотношение между СУ, информационной системой (ИС), АСУ и автоматизированной системой обработки данных представлено на рис. 6.5. Следует отметить, что существование ИС не связано с наличием или отсутствием АСУ.
Таблица 6.1
Наиболее известные и используемые организациями
информационные системы в рамках ИПП на базе ПЭВМ
Информационные системы | Назначение |
Корпоративные информационные системы | Обеспечение принятия управленческих решений как по вертикали, так и по горизонтали (все направления деятельности и технологические операции) |
Системы оперативного управления и учета | Обеспечение оперативного управления и учета по типам ресурсов и объектам: бухгалтерский учет (финансы); бюджетирование; торговые операции (продукция, расчеты с контрагентами); складской учет (материалы, запасы и готовая продукция); кадровый учет (персонал); управление документами (информационные ресурсы); управление проектами (инновационная деятельность); управление производством (технологические процессы) |
Аналитические информационные системы | Обеспечение стратегического уровня управления. Подготовка аналитической информации и отчетности, поддержка принятия решений. Выделяются две группы таких продуктов (программных): интегрированные системы, выполняющие обработку и анализ больших объемов информации, содержащихся в базах данных корпоративной информационной системы; тиражируемые аналитические системы |
Рис. 6.5. Соотношение между СУ, ИС, АСУ
и автоматизированной системой обработки данных
Рассмотрим информационные потоки, имеющие место в действующей ИС в рамках ИПП. Информация, как отмечает В.И. Кнорринг (1997), – одна из сложнейших, еще полностью не раскрытых, даже таинственных проблем современной науки. Это видно хотя бы из нечеткости самих определений понятия информации – совокупность сведений, данных, знаний или из философии – нарушение монотонности. В кибернетике информация тесно связывается с энтропией, с одним из основных понятий классической физики, т.е. со способностью энергии к превращениям. Винер Н. пишет: «Количество информации в системе есть мера организованности системы, точно так же энтропия системы есть мера дезорганизованности системы, одно равно другому, взятому с обратным знаком». С точки зрения методологии управления, прогрессирующая энтропия, т.е. постоянно увеличивающаяся хаотическая беспорядочность связей между элементами, характерна для закрытых, изолированных от окружающей среды систем, и информация есть отрицание энтропии.
Каждое определение информации раскрывает какое-либо свойство этого сложного и многозначного понятия: информация – коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон), информация – передача разнообразия (Эшби), информация – мера сложности структур (Моль), информация – вероятность выбора (Яглом) и т.д.
Дальнейшее углубление в теорию информации заведет нас в дремучие дебри законов термодинамики, к знаменитым «демонам» Максвелла и даже к неизбежности тепловой смерти Вселенной. В теории управления принято такое определение информации: совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопределенности наших знаний о конкретном объекте, обмен сведениями (данными) между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. СУ может быть определена как совокупность контуров циркуляции и преобразования информации, и такая интерпретация понятия представлена на рис. 6.6. Этих определений вполне достаточно для изучения проблем управления. Информация, составляющая триаду важнейших характеристик окружающего нас мира наряду с материей и энергией, обладает некоторыми, только ей присущими следующими особенностями:
1) является столь же абстрактным понятием, как понятия математики, но вместе с тем она отражает свойства материального объекта и не может возникнуть из ничего;
2) обладает некоторыми свойствами материи, ее можно получить, запасти (записать, накопить), уничтожить (стереть), передать. Однако при передаче информации из одной системы в другую количество информации в передающей системе остается неизменным, хотя в принимающей системе оно обычно увеличивается;
3) в любых сферах знаний она является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постепенно увеличивается, совершенствуется и, более того, способствует эффективному использованию других ресурсов, а иногда и создает новые.
Рис. 6.6. Информационные потоки и их основные источники
Постоянно меняющееся состояние рынка или внешней среды требует немедленной реакции администрации, и если информация об этих изменениях будет запаздывать или медленно обрабатываться, то последствия для фирмы будут губительными (рис. 6.7). По имеющимся данным, к началу 90-х годов ХХ века 60% рабочих мест в США зависят от работы служб обработки информации, и затраты на эту деятельность составляют около 70% валового национального продукта. Однако большинство на такие затраты идут – это выгодно.
Различают внешнюю, входную информацию, первичную (исходную), которая возникает в ходе производства, и вторичную как результат обработки исходной информации. Внешние цели организации определяют состав и структуру информационных потоков, обеспечивающих управление по внешним целям. Внешние информационные потоки генерируются внешней по отношению к организации средой, характеризуются пространственной сложностью, взаимообусловленностью и взаимозависимостью. Данные информационные потоки генерируются двумя относительно самостоятельными подсистемами внешней среды: макроокружением и непосредственным окружением. В структуризации источников информации воспользуемся классификацией внешней и внутренней среды, предложенной О.С. Виханским и А.И. Наумовым (1996).
Рис. 6.7. Информационные связи руководителя по Кноррингу
По нашему мнению, внешние информационные потоки в рамках макроокружения генерируются следующими пятью источниками:
· экономической компонентой;
· правовой компонентой (регулирование среды хозяйствования и правил экономических взаимоотношений с субъектами ее регулирования);
· политической составляющей;
· социальной компонентой;
· технологической компонентой.
Внешние информационные потоки в рамках непосредственного окружения генерируются следующими четырьмя источниками: покупателями, поставщиками, конкурентами, рынком рабочей силы. Структура и объемы этих информационных потоков должны быть сбалансированы и взаимоувязаны:
· с разнообразием (структурой и объемами) обратной управляющей информации, обусловленной изменениями во внешней среде;
· с разнообразием подразделений организационной структуры системы управления, необходимых для обработки внешних информационных потоков;
· с разнообразием подразделений, необходимых для обработки внутренних информационных потоков.
Источниками внутренних информационных потоков являются срезы внутренней среды организации и используемые в процессе производства товаров и услуг ресурсы: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый. Весьма важным представляется организационный срез, который генерирует информацию о состоянии управленческих функций в организации, в рамках которых осуществляется распределение полномочий. Связи и отношения, имеющие место при реализации управленческих функций, прав и полномочий, также генерируют информационные потоки.
В общем виде управление по внешним целям организации идет по следующей цепочке: ресурсы ® объекты регулирования ® ресурсы. Этот процесс имеет ресурсные и поведенческие, с точки зрения внешней и внутренней среды организации, ограничения.
Таким образом, внешние и внутренние информационные потоки, связанные с состоянием внешней и внутренней среды организации, образуют базовые информационные потоки, которые являются основой для:
* выработки управляющей информации для управления по внешним и внутренним целям как главного продукта деятельности СУ;
* корректировки и проектирования организационной структуры СУ.
Информационные потоки по определению А.Н. Родионова (2000) имеют трехслойную архитектуру (рис. 6.8), включающую данные (базы данных или учетно-производственную и вспомогательную информацию), правила ведения бизнеса (формальные и неформальные, или, другими словами, директивную и нормативно-техническую информацию), а также формируемые в организации документы и принимаемые управленческие решения.
Рис. 6.8. Трехслойная архитектура информационного потока
6.3. Особенности исследования
информационного обеспечения управления
Как отмечено в 6.2.2, информационное обеспечение СУ формируется в рамках информационно-поведенческой подсистемы (ИПП) СУ, является функцией функциональной и организационной структур структурно-функциональной подсистемы и заключается в обеспечении движения и переработке управленческой информации или информационных потоков, генерируемых элементами, компонентами, звеньями и уровнями этих подсистем, а также процессами управления. Информационное обеспечение управления отраслью или информационная система (ИС) принципиально может быть решена на базе блок-схемы, приведенной на рис. 6.9.
Рис. 6.9. Блок-схема информационного обеспечения управления
крупной и средней организацией
Каркасом ИС управления является организационная структура предприятия, а ядром – автоматизированная информационная система (АИС). Внутренняя информация генерируется в пределах функций, задач, работ и процедур, выполняемых в звеньях и уровнях управленческой структуры действующей организации.
Внешняя информация формируется из информационных потоков, источниками которых являются потребители, поставщики, рынок рабочей силы и органы исполнительной власти.