Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер, выражающийся в определенной структуре этапов, которые проходит нововведение. Полный жизненный цикл нововведений включает следующие стадии: возникновение, рост, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизацию, кризис, завершение.
Иногда структуру инновационного процесса изображают в свернутом виде, например, включающем четыре этапа, каждый из которых состоит из подэтапов:
1. Создание новшеств:
- анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;
- проектирование новшеств;
- экспериментальное апробирование новшеств;
- экспертиза новшеств.
2. Распространение новшеств:
- подготовка к распространению;
- информирование о новшествах;
- поддержка освоения новшеств;
- анализ распространения и освоения новшеств.
3. Освоение новшеств:
- анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;
- поиск новшеств;
- оценка и выбор новшеств;
- проектирование желаемого будущего образовательной системы;
|
|
- внедрение новшеств;
- анализ и оценка результатов изменений;
- институализация нововведений.
4. Образовательная деятельность.
Данная структура инновационного процесса характеризует административный подход и описывает этапы, связанные с инновационными процессами, в которых участвуют множество научных и управленческих организаций, школ, внедренческих центров... В то же время педагогические инновации могут быть предметом внедрения на разных уровнях – от деятельности учителя или школы до всемирных образовательных систем. В таких случаях структура инновационного процесса может иметь иной вид. Например, О.Г. Хомерики и другие авторы выделяют структуру инновационного процесса, которая включает в себя следующие составляющие:
а) деятельностную: совокупность таких компонентов, как мотив, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты, реализующиеся в определенных материальных, финансовых, временных и прочих условиях;
б) субъективную: инновационная деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной комиссии;
в) уровневую: взаимосвязанная инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном, городском, школьном уровнях;
г) содержательную: разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой;
д) управленческую: взаимодействие четырех видов таких управленческих действий, как планирование, организация, руководство, контроль.
В такой структуре уже предусмотрено место субъектам образовании и определена их роль в инновационной деятельности на уровне образовательного учреждения.