Структура инновационного процесса

Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер, выражающийся в определенной структуре эта­пов, которые проходит нововведение. Полный жизненный цикл нововведений включает следующие стадии: возникновение, рост, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизацию, кризис, завершение.

Иногда структуру инновационного процесса изображают в свер­нутом виде, например, включающем четыре этапа, каждый из которых состоит из подэтапов:

1. Создание новшеств:

- анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;

- проектирование новшеств;

- экспериментальное апробирование новшеств;

- экспертиза новшеств.

2. Распространение новшеств:

- подготовка к распространению;

- информирование о новшествах;

- поддержка освоения новшеств;

- анализ распространения и освоения новшеств.

3. Освоение новшеств:

- анализ образовательной деятельности и выявление потребности в изменениях;

- поиск новшеств;

- оценка и выбор новшеств;

- проектирование желаемого будущего образовательной системы;

- внедрение новшеств;

- анализ и оценка результатов изменений;

- институализация нововведений.

4. Образовательная деятельность.

Данная структура инновационного процесса характеризует административный подход и описывает этапы, связанные с инно­вационными процессами, в которых участвуют множество науч­ных и управленческих организаций, школ, внедренческих цент­ров... В то же время педагогические инновации могут быть предметом внедрения на разных уровнях – от деятельности учи­теля или школы до всемирных образовательных систем. В таких случаях структура инновационного процесса может иметь иной вид. Например, О.Г. Хомерики и другие авторы выделяют структуру инновационного процесса, которая включает в себя следующие со­ставляющие:

а) деятельностную: совокупность таких компонентов, как мотив, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты, реализующиеся в определенных материальных, финансовых, вре­менных и прочих условиях;

б) субъективную: инновационная деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образова­ния, аттестационной комиссии;

в) уровневую: взаимосвязанная инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном, городском, школьном уровнях;

г) содержательную: разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитатель­ного процесса, в управлении школой;

д) управленческую: взаимодействие четырех видов таких уп­равленческих действий, как планирование, организация, руко­водство, контроль.

В такой структуре уже предусмотрено место субъектам образовании и определена их роль в инновационной деятельности на уровне образовательного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: