Задачи эксперимента

Сформулируем научно-педагогические задачи, соответствую­щие главной цели общего среднего образования и отдельным ком­понентам названной выше гипотезы.

Задача 1. Это задача, связанная с общекультурным и обще­национальным компонентом образования. В структуре общего сред­него образования долгое время был только один компонент – государственный, затем появились национaльно-региональный и школьный. В 2000 г. был введен ученический компонент, что, без­условно, являлось крупным достижением на пути к личностной ориентации образования, но через 3 года ученический компонент исчез из официальных документов. С точки зрения системности не хватает еще одного компонента – общечеловеческого, общекуль­турного, мирового. Федеральный компонент не может быть верх­ним уровнем образования, для современного ученика окружающий его мир должен быть открыт и открываем за рамками госу­дарства, гражданином которого он является.

В то же время нельзя терять национальную опору такой откры­тости, нужен отечественный базис, помогающий молодому чело­веку осваивать внешний мир. Таким базисом могут быть педагоги­ческие идеи отечественной философии, представителями кото­рой являются ученые и педагоги мирового уровня: Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, Л.А. Флоренский, В.И. Вернад­ский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.А. Бердяев, Д.А. Ан­дреев, Н.А. Умов... Необходима модель современного об­разования, которая учитывала бы их идеи, в т.ч. о подобии человека и Вселенной. В этом заложена и глубокая воспитательная задача обучения детей.

Задача 2. Связана с новой методологией образования: необ­ходимостью разработки основ проектирования школьного обра­зования, обеспечивающего личностную самореaлизацию учащих­ся по отношению к общекультурным и национaльным достижениям науки и техники. Нужна модель построения условий для развития ученика современной школы, которая отражалась бы в учебных планах, концепциях образовательных областей, учеб­ных программах и учебниках.

При решении данной задачи важно разработать понятийный аппарат современной школы, описывающий принципиальные особенности системы школьного образования, меняющейся по отношению к личности ученика.

В разработке нуждаются принципы личностно ориентированного образования и их детализированная реализации на всех уровнях и этапах школьного образования, включая систему подготовки кад­ров и научно-методического сопровождении образования.

Требуют разработки научные основы конструирования инди­видуальной образовательной траектории. Выделение отдельных часов на ученический компонент в базисном учебном плане 12-летней школы не должно свестись к занятиям с отстающими или продвинутыми. Ученический компонент - это форма работы пе­дагога с индивидуaльными целями ученика. Содержание и орга­низация данной работы должны быть раскрыты в новых програм­мах, учебниках, методиках.

Признание ради ученика в его образовании состоит не только в учете его индивидуальных особенностей, но и в отборе индиви­дуального содержания образования, форм, методов, темпа, диа­гностики и оценки результатов, самого стиля обучения, включая его мировоззренческие основы.

Другой возможностью собственной образовательной траекто­рии освоения учебных дисциплин является профильная школа, концепция которой строится на основе общих системных прин­ципов образования.

Существует проблема разработки контрольно-измерительных материалов для единого государственного экзамена. Очевидно, что контролю и оценке должны подлежать все заявляемые в целях учебных программ образовательные результаты. В связи с этим в учебном процессе и по окончании школы не может применяться лишь тестовая форма контроля, необходимы личностно ориенти­рованные системы диагностики и оценки образовательных резуль­татов школьников. Личностный подход предполагает не только объективные данные по итогам тестирования, но и субъективизм в оценке образовательных достижений ученика. Результаты вы­полнения тестов не должны быть единственным оцениваемым параметром образования выпускника школы. Необходимо повы­сить роль учителя в диагностике и оценке образовательных прира­щений ученика, в комплексном их представлении в соответствии с многогранными целями общего образования. Поиск эффектив­ных механизмов сочетания между субъективной и объективной системами оценивания – задача дальнейших научных исследова­ний.

Задача 3. В сложившейся сегодня школе образование пред­полагается как трансляция ученику культурно-исторических цен­ностей, норм и традиций, передача ему готового содержания об­разования. Большинство учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не на освоение реальной действительности методами изучаемой науки. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаб­лению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала. Будущей школе нужно образование, ори­ентированное не столько на ретрансляцию прошлого, сколько на конструирование будущего. В связи с этим в будущей школе речь должна идти о продуктивном образовании, определяющем лич­ностно ориентированный процесс и результат самореализации учеников.

Чтобы обеспечить каждому из учащихся возможность индиви­дуальной образовательной траектории, предусматривается содер­жание, формируемое самими учениками, т.е. личностное содер­жание образования. Источником личностного содержания обра­зования выступает образовательная продукция учеников.

Условием фиксации личностного содержании образования яв­ляется использование учеником рефлексивных приемов и техно­логий; именно с их помощью выявляется, осознается и фиксиру­ется действительное образовательное приращение ученика, уни­кальное для каждого.

Из необходимости введения личностного компонента образо­вания следует необходимость разделения содержания образова­ния на два компонента: внутренний и внешний. Внешнее по от­ношению к ученику содержание образования характеризуется той образовательной средой, которая предлагается ему для обеспече­ния условий развитии личности. Внутреннее содержание образо­вания ученика – это содержание, которое является атрибутом самой образовывающейся личности. Внутреннее содержание об­разования ученика никогда не является простым отражением внеш­него, поскольку создается на основе личного опыта учащегося, в результате его собственной деятельности.

Оценка образовательных результатов ученика происходит на основе выявления и диагностики его внутреннего приращения за определенный промежуток времени. Общенациональным образо­вательным параметром, проверяемым и оцениваемым наряду с другими образовательными стандартами, должен стать уровень творческой самореализации школьника.

Задача 4. Если рассуждать о личностно ориентированном обу­чении и содержании образования как среде, то многое меняется. Например, вместо критериев отбора содержания необходимы кри­терии его структурирования. В каких направлениях возможен их поиск?

Необходимы генерализация содержания образования на осно­ве фундаментальных образовательных объектов, не только предметных, но и метапредметных; периодическая интеграция и диффе­ренциация содержания образования на метапредметкой основе.

Нужно рассматривать реальность как компонент содержания образования. Нельзя подменять реальный мир готовой системой знаний о нем. В погоне за разгрузкой содержания образования не­допустимо с водой выбрасывать и младенца, т.е. уменьшать время на изучение реальных объектов (природы, культурных событий, явлений языка, произведений искусства), методов их познания.

Важны разноуровневость и открытость содержания образования, предполагающая возможность использования в качестве об­разовательной среды различные информационные массивы и дру­гие источники учебного материала, в т.ч. из сети Интернет.

Должны быть предусмотрены возрастная и календарная перио­дизации содержания образования, соответствие изучаемых пред­метов, вопросов и проблем возрастным особенностям учащихся. Например, параграф учебника, изучаемый в сентябре, не дол­жен строиться на тех же основаниях, что и параграф, изучаемый в мае.

Необходима разработка деятельностного компонента содержа­ния образования, т.е. включение в обязательный минимум содер­жания образования специально отобранных способов деятельно­сти, техник и технологий, ключевых компетенции и иных проце­дурных элементов, которыми необходимо овладеть ученику.

В связи с указанными направлениями возникает проблема со­здания учебников нового типа. Известны две функции учебника, когда он является: 1) источником информации; 2) средством для организации образовательного процесса. Главный принцип по­строения учебника – его соответствие образовательному процес­су. Если этот процесс личностно ориентированный и продуктив­ный, то применяется следующий подход:

а) определяется, какой конечный продукт будет создан учени­ком;

6) какие виды деятельности приводят к нему – виды деятель­ности и ученика, и учителя;

в) как эти виды деятельности соотносятся с содержанием об­разования.

Задача 5. Деятельностный компонент школьного образова­ния представляет собой виды и способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми образовательными областями, отдель­ными предметами, их разделами и темами.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становятся личностно ориентированные образовательные технологии, учи­тывающие возрастные и индивидуально-психоло-гические особен­ности школьников. Согласно таким технологиям дети включаются в целеполагание, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного про-цесса; обязательной является рефлексивная деятельность учащихся как условие осознания и фиксации получаемых ими результатов.

Предметом первичной деятельности обучаемого выступает не­посредственно познаваемая реальность, а не соответствующие системы человеческих знаний о ней. Обучаемый как субъект дея­тельности, познавая реальность, получает личный образователь­ный продукт, который затем сопоставляется с аналогичными про­дуктами человечества в данной области познания. Лишь затем уче­ник обогащается «знанием всех богатств», а его собственный ре­зультат (продукт) может быть включен в качестве элемента в об­щую систему знаний, т.е. в совокупный образовательный продукт обучаемого, который рефлексивно им осмысливается.

Деятельностное содержание образования по своей сути явля­ется личностным, поскольку формируется самим учеником. Внеш­ней, материализованной формой деятельностного содержания образования выступает образовательная продукция учеников, от­носящаяся к изучаемой образовательной области или курсу (во­прос, гипотеза, сочинение, модель, поделка, рисунок, схема и т.п.); внутренней формой деятельностного содержания – усвоен­ные или освоенные ими в ходе создании этой продукции способы деятельности, а также отрефлексированные знания об этих спо­собах и характере всей деятельности, другие личностные новооб­разования.

Данный подход – от деятельности ученика по освоению ре­альности к внутренним личностным приращениям и от них к ос­воению культурно-исторических достижений – является ядром деятельностного содержания образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: