О возможности путешествовать в субъективном пространстве. Субъективное пространство приоритетнее пространства объективного (физического)

Субъективное пространство приоритетнее пространства объективного (физического).

Первый признак пробуждения Духовности: субъективное пространство становится приоритетнее пространства объективного.

Следствием этого является возникновение у человека чувства «наполненности» его душевного мира. Проиллюстрируем это на двух примерах.

В журнале «Огонек» [9] опубликована история человека высокой духовной культуры Нины Гагенторн. К сожалению, судьба ее была подобна трагической судьбе В. Франкла и Д. Андреева: она прошла испытания сталинскими лагерями, но ничто не изуродовало ее души, не сломило духа. Улыбка — на всю жизнь (Рис. 1).

Рис.1

На фотографии написано «Солнышко» Это слово не стерлось за целую жизнь. Петербург 1910 год.

В своей книге воспоминаний Нина рассказывает о том, что именно умение путешествовать в субъективном пространстве помогло ей преодолеть физическую несвободу.

Вот что она пишет о возможности путешествовать в субъективном пространстве: ««Время и пространство, время и пространство...» — думала, шагая по камере. <...> Кюхля вышел из тюрьмы таким же молодым, как вошел. <...> Можно, ли выйти таким же, как вошел, или, не выдержав, свихнуться... если не научишься мысленно передвигаться в пространстве, доводя мысли-образ почти до реальности. <...> Вспомнилось, как. лежа на койке в Крестах, я увидела Африку: «В ласковом свете платановой тени черные дети склонили колени на пестрой циновке плетеной...»<...> Я постаралась уйти в свою юность на Севере. Вспомнила, доводя до предельной яркости воспоминания, поплыла по великой светлой Северной Двине. <...> Такие мысли, совершенно отрешавшие от происходящего, давали мне чувство свободы, чувство насмешливой независимости от следователя» [9, с. 10. курсив мой].

Нина прожила 86 лет. Казалось бы. суровые испытания, где каждый день приходилось выживать, должны были бы сделать ее душу черствой, эгоистичной («каждый сам за себя»). Но этого не произошло. Даже в самом преклонном возрасте (Рис. 2) она сохранила молодость духа и чистоту души (даже птицы это чувствуют). И более того, исходя из своего жизненного опыта, она, также как и Даниил Андреев и Альфред Адлер, приходит к главному выводу психологии Духовности: главная беда человечества в атрофии сочувствовать животным, которых рассматривают как отличных от себя, как низших существ.

Рис. 2

«Существует теснейшая связь между беспощадной жестокостью к животным и существованием лагерей, где сидят миллионы людей. Эта связь — атрофия сочувствования существам, которых рассматривают как отличных от себя» [9. с. 11].

Следует отметить неслучайное совпадение в обладании способностью путешествовать в субъективном пространстве с умением сорадоваться и сопереживать всему живому, которое в гуманистической психологии называется эмпатией. Это еще одно подтверждение тому, что эти две


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: