Литература
Тема: Политическая система общества
Цель: Раскрыть понятия, структуру, функции и типологии политических систем.
План:
1. Теория политической системы.
2. Структура и функции политических систем.
3. Политическая стабильность и риск.
1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 114-194.
2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 102-236.
3. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с 83-200.
4. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 127-307.
1. Теория политической системы.
Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.
Компоненты политической системы: институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный, идеологический.
Каждый из компонентов имеет свою структуру, формы внешней и внутренней организации, способы выражения.
|
|
Стержнем политической системы является политическая власть.
Основным институтом - государство.
1. Модель Д. Истона. Системный подход.
2. Модель Алмонда (см. схему 1). Функциональный подход.
3. Институциональный подход.
2. Функции по Алмонду делятся на 3 уровня:
1. Уровень – возможности системы.
2. Исходящий (конверсионный процесс).
3. Входящий (рекрутирование).
Два вида: входные и выходные.
Функции входа:
- артикуляции, интересов.
- агрегирование и политическая коммуникация и политинформация.
Функции выхода:
- Нормотворчество.
- Применение правил.
- контроль за соблюдением правил.
Наиболее распространенный подход при определении функций:
1. Определение целей и задач общества.
2. Мобилизация материальных и духовных ресурсов.
3. Политическая социализация.
4. Формирование политического сознания.
5. Коммуникативная.
6. Стабилизация общества.
7. Нормотворчество.
8. Легитиматизация.
Любое человеческое сообщество, взятое в целом следует воспринимать как сложную систему. Французский политолог Ж.В. Лапьер в книге «Анализ политических систем» выделяет в обществе 5 основных систем:
§ биосоциальную (социогенетическую).
§ экологическую.
§ культурную.
§ политическую.
Системный подход к изучению политических систем стали применять Т.Парсонс, Д.Истон, Г.Алмонд. На степень политического порядка влияет также динамика социальных интересов разных уровней общностей и способы обеспечения их взаимодействия. В зависимости от условий они могут быть конфронтационными (конфликтными) и консенсусными.
Типологизация политических систем зависит от критериев, положенных в основу:
|
|
Ø по способу производства: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;
Ø по режиму: демократическая, авторитарная, тоталитарная;
Ø типология Ж. Блонделя (по идеологии): либеральная, коммунистическая, традиционная, популистская, авторитарно-консервативная;
Ø типология Г. Алмонда по политической культуре: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальные и частично индустриальные, тоталитарная;
Ø по стабильности: консервативные, трансформирующиеся или традиционные и модернизированные;
Ø по участию в политическом процессе: либеральные, коммунистические, развивающиеся.
Существует более 4-х десятков различных типологий политических систем.
3. Политическая стабильность – это устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.
Виды стабильности: абсолютная (полная), статистическая (неподвижная), динамическая стабильность, мобилизационная, автономная. Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, определенности, эффективности деятельности властных структур; в постоянстве норм и ценностей политической культуры.
Политическая стабильность достигается, как правило, 2 способами: либо диктатурой либо широким развитием демократии.
Стабильность складывается и из отношений граждан к существующей политической власти, возможностей политического режима учитывать интересы различных групп населения.
Итак, основной политической стабильности являются:
§ экономическая стабильность;
§ рост благосостояния;
§ баланс (консенсус) интересов, легитимность власти;
§ формирование политической нации;
§ жесткое разделение властей, наличие сдержек и противовесов;
§ гомогенность общества.
Нестабильность вызывается: борьбой за власть, созданием угрозы самой власти, наличием кланов, межэтнических противоречий, политическим авантюризмом, доктринерством.
К факторам нестабильности можно отнести:
§ борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты;
§ создание угрозы целостности и самому существованию государства;
§ персонификация власти;
§ преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элит;
§ внешнеполитический авантюризм.
Нестабильность проявляется:
§ в попытках изменения политического режима, правительства.
§ в вооруженной борьбе с правящим режимом.
§ радикальными действиями оппозиции.
Проблема нестабильности очень тесно связана с понятием «политический риск». Политический риск делится на экстралегальный и легальноправительственный.
Политический риск – это вероятность не предвиденных последствий в реализации принимаемых решений.
Виды риска: некоммерческий (политический) и коммерческий.
Политический риск делится на: экстралегальный и легально-правительственный.
К факторам политического риска относятся:
Ø степень этнических и религиозных различий;
Ø социальное неравенство;
Ø степень политического плюрализма;
Ø влияние радикальных элементов;
Ø степень принуждения при удержании власти;
Ø масштаб антиконституционных действий;
Ø нарушение правового порядок.
Факторы политического риска можно разделить на: внутренние и внешние.
Схема 1. Политическая система Г. Алмонда (функциональный подход)
Способность системы реагировать, выявлять, выдвигать символы, распределять, откликаться | |||||||
обратные связи | |||||||
окружение | Вывод информации в форме решений и действий | ||||||
Преобразование информации | |||||||
Формализация правил Применение правил Принятие правил | |||||||
окружение
| Приспособление адаптации Политическая система Сохранение устойчивости | ||||||
Выявление и анализ интересов Интегрирование и обобщение, коммуникация | |||||||
Преобразование требований и поддержки Политическая культура Политическая социализация | окружение | ||||||
Требования | Ввод информации | Поддержка | |||||
Алмонд отмечал, что для анализа политических систем, для их сравнения нужно ответить на следующие вопросы:
1. Что знает человек о своей жизни о политической системе, ее истории. Каковы чувства по отношению к ПС?
2. Каковы представления человека о структуре элит, о политических предложениях и инициативах? Каково отношение к лидерам?
3. Что знает индивид о политическом принуждении, о структурах, людях и решениях, вовлеченных в политический процесс?
4. Как осознает себя человек в качестве члена политической системы. Понимает ли он свои права, обязанности и возможности?
1. Дайте определение политической системы?
2. Раскройте особенности определения политической системы
- по Д. Истону
- по Г.Алмонду
- структурно-функциональному подходу.
3. Каковы функции политической системы.
4. Какова типологизация политической системы.
Смотри Приложение 3