Предельный уровень численности работников малых предприятий в различных отраслях
№ п/п | Наименование отраслей экономики | Уровень численности работников, чел. |
Промышленность | ||
Строительство | ||
Транспорт | ||
Сельское хозяйство | ||
Научно-техническая сфера | ||
Оптовая торговля | ||
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения | ||
В других отраслях и при осуществлении других видов деятельности |
В ряде зарубежных стран законодательно установлены дополнительные требования для отнесения хозяйственных субъектов к малым предприятиям:
♦ объем годового дохода (США, Канада);
♦ объем годового оборота (Великобритания, Франция, Германия);
♦ уставный капитал (Япония).
В зарубежных странах на малых предприятиях производится значительная доля промышленной продукции, их силами оказывается подавляющая часть услуг населению.
Уровень развития и роль малых предприятий (МП) в экономике разных стран приведены в табл.
|
|
Страны | Количество МП (тысяч) | Количество МП на 1000 жителей | Занято в МП (миллионов человек) | Доля МП в общей численности занятых (%) | Доля МП в ВВП страны (%) |
Великобритания | 13,6 | 50-53 | |||
Германия | 18,5 | 50-54 | |||
Италия | 16,8 | 57-60 | |||
Франция | 15,2 | 55-62 | |||
Страны ЕС | 63-67 | ||||
США | 80,2 | 50-52 | |||
Япония | 49,6 | 39,5 | 52-55 | ||
Россия | 836,2 | 5,65 | 8,1 | 9,6 | 10-11 |
Приведенные данные показывают, что в секторе малых предприятий сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина ВВП. Так, удельный вес малых предприятий в таких странах, как США, Япония, Германия, превышает 99% от их общего количества. Из 880 тысяч промышленных предприятий Японии только 4 тысячи насчитывают более 300 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью свыше 500 человек не превышает 12 тысяч.
Необходимым условием для осуществления хозяйственной деятельности малых предприятий является наличие и уровень развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях, о которой будет сказано ниже.
От уровня развития малого предпринимательства зависят поступления финансовых средств в бюджет муниципальных образований. Основной целью поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях является увеличение поступлений финансовых средств в местные бюджеты и решение проблемы занятости населения.
Основные преимущества малых предприятий — быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, низкие издержки производства. Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей восприимчивостью к нововведениям, чем крупные корпорации. Венчурные (рисковые) малые предприятия быстрее решают вопросы разработки большинства технических новшеств и доведения их до стадии промышленного образца.
|
|
Российское государство провозгласило поддержку малого предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений своей экономической политики. Утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, предусматривающая мероприятия по формированию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной, инвестиционной, производственной, инновационной поддержке малого предпринимательства, развитию инфраструктуры, информационного, кадрового, научного обеспечения. Введен в действие единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, призванный кардинально упростить систему налогообложения.
В ряде российских городов малый бизнес активно развивается в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства. Однако в целом его роль в местной экономике, особенно в промышленности, невелика, а доля поступлений от малого бизнеса в местные бюджеты не достигает и 10%. Основными причинами этого являются недостаток стартового капитала и отсутствие реальных механизмов его привлечения, высокие налоги, усложненная система регистрации и лицензирования различных видов деятельности, бюрократические преграды, коррупция многочисленных инспекций (пожарной, санитарно-эпидемиологической и т. п.) и местных чиновников (например, при выделении нежилых помещений в аренду и земельных участков для строительства). Самим малым предприятиям не хватает квалифицированных кадров, уровень менеджмента и маркетинга на многих из них остается крайне низким.
Для координации действий по поддержке малого бизнеса во многих городах разрабатываются и реализуются муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
Типовая программа поддержки малого и среднего бизнеса исходит из следующих основных направлений и принципов:
♦ формирование нормативно-правовой основы, включая льготное налогообложение (налоговый кредит), упрощение процедуры регистрации и лицензирования;
♦ привлечение субъектов малого предпринимательства на конкурсной основе к участию в городских программах местного развития и реализации муниципальных заказов;
♦ предоставление на конкурсной основе помещений для размещения производства товаров и оказания услуг с предоставлением льгот по арендной плате;
♦ обеспечение информационных, консалтинговых услуг, помогающих субъектам малого предпринимательства получать необходимые сведения и консультации о конкурентах, законах, положении на рынке;
♦ обеспечение начального профессионального образовательного уровня для начинающих предпринимателей (менеджмент, бизнес-планирование и т. п.);
♦ оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям, производителям товаров, работ, услуг за счет создаваемого в рамках Программы фонда поддержки малого предпринимательства;
♦ организация семинаров, встреч, конференций по проблемам малого бизнеса, выставок-ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства и т. п.
Как уже отмечалось, программа поддержки и развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях может быть реализована только при наличии соответствующей организационной структуры.
Примерная схема организационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования приведена на рис.
|
|
Примерная схема организационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на местном уровне
Основной целью муниципального органа поддержки и развития малого предпринимательства является создание условий развития предпринимательской деятельности путем объединения усилий инфраструктуры муниципального образования (банки, страховые и лизинговые компании, муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, учебные центры и др.).
Целью центра развития предпринимательства является получение предпринимателем комплекса услуг (информационных, правовых, консалтинговых) и консультаций (от регистрации малого предприятия до получения финансовой поддержки).
Главной функцией территориального агентства по развитию малого предпринимательства является содействие прямым контактам, инвестициям и совместным проектам при участии российских и зарубежных партнеров, заинтересованных в расширении экономических связей с предпринимателями муниципального образования.
Основными целями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:
♦ финансовое обеспечение муниципальных проектов и социально значимых для образования программ развития и поддержки малого предпринимательства;
♦ финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в форме льготных кредитов, субвенций, предоставление гарантий и получение инвестиций.
♦ Основными функциями общественно-экспертного совета являются:
♦ исследование и обобщение проблем малых предприятий, отстаивание и защита их прав и интересов в органах государственной власти;
♦ общественный контроль хода выполнения муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.
Основной целью бизнес-инкубатора является создание благоприятных условий для ведения эффективной деятельности малых предприятий, специализирующихся на инновационной деятельности.
Основной целью технопарка является поддержание малых предприятий в сфере внедрения научных разработок в производстве и продвижении наукоемкой продукции на рынок.
|
|
Перед органами местного самоуправления стоит задача — научиться формулировать и осуществлять местную политику по отношению к малому предпринимательству. Муниципальные образования должны поддерживать и развивать приоритетные направления предпринимательской деятельности, например внедрение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности (промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, наука, транспорт и др.).
Инновационное развитие современной мировой экономики происходит за счет небольших фирм, основанных на высоких технологиях. Поэтому малое предпринимательство объективно является естественной средой для функционирования и развития инновационных процессов, особенно в наиболее быстро развивающихся отраслях — информатика, электроника, биомедицинская техника и др.
В настоящее время в рамках реализации муниципальных программ поддержки инновационной деятельности происходит переориентация от поддержки отдельных малых предприятий на поддержку кластеров предприятий. Под кластером обычно понимается группа компаний среднего и малого размеров, объединенных вокруг крупной (материнской) компании и размещенных на одной территории. Предприятия кластера имеют возможность минимизировать затраты на внедрение инноваций за счет внутренней специализации и стандартизации.
Успехи в развитии малого предпринимательства зависят от уровня квалификации работников. В этой сфере появилась потребность в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, инновационной деятельности. Органы местного самоуправления должны определить пути и усилить работу по повышению квалификации и деловой компетентности работников малых предприятий.
Механизмы реализации муниципальной промышленной политики
Муниципальная власть может проводить эффективную промышленную политику только совместно с самими промышленными и финансовыми структурами территории: союзами промышленников и предпринимателей, торгово-промышленными палатами, организациями по поддержке бизнеса, банковскими союзами и т. п. Эти структуры являются местными сообществами, представляющими собой второй сектор общества (см. раздел 3.4) и заинтересованными в эффективном взаимодействии с муниципальной властью. Во многих городах при главах муниципальных образований созданы постоянно действующие консультативные советы из представителей промышленного и финансового секторов. Они принимают согласованные решения по вопросам промышленной политики, оформляют взаимные обязательства власти и бизнеса. В ряде местных администраций созданы структурные подразделения, занимающиеся вопросами взаимодействия с промышленными предприятиями.