Хозяйственная кооперация и внешние экономические связи муниципальных образований
Межмуниципальная хозяйственная кооперация
Муниципальные образования могут решать многие экономические проблемы совместно и более эффективно. Межмуниципальная хозяйственная кооперация позволяет снизить стоимость продукции для муниципальных нужд за счет сооружения и эксплуатации более крупных совместных объектов, получения одними муниципальными образованиями продукции и услуг с предприятий и учреждений, расположенных на территории близлежащих муниципальных образований, увеличения масштабов производства товаров и услуг.
В зарубежной практике межмуниципальная хозяйственная кооперация получила широкое развитие и осуществляется в различных формах (табл.).
Способ кооперации | Типичные сферы кооперации | Способ финансирования |
Кооперация небольших муниципалитетов с крупным | • Пожарная команда; • служба школьной психологической помощи; • лечебные учреждения; • дом престарелых | Покупка услуг на договорных началах |
Совместное решение общих вопросов | • Общественный транспорт; • свалки и отстойники для сбора отходов нефтепродуктов; • устройства контроля пищевых продуктов | Долевое финансирование |
Строительство и эксплуатация совместных объектов | • Службы спасения, пожарные службы; • газоснабжающие компании; • тепло- и электростанции; • водохозяйственные объекты; j • водоочистные сооружения; • аэропорты; • полигоны для хранения и утилизации бытовых отходов; • различные объекты социального назначения | Создание совместных компаний на принципах самофинансирования с частичным бюджетным финансированием |
При кооперации небольших муниципалитетов с крупным для координации сотрудничества создается единый орган, в который входят представители всех заинтересованных муниципалитетов. Государство не контролирует такую кооперацию. При совместном решении общих вопросов создается руководящий орган с участием всех муниципалитетов. В некоторых случаях он обладает полномочиями по утверждению бюджета, тогда как в других случаях это делают местные органы участвующих в соглашении муниципалитетов. Совместное строительст во и эксплуатация хозяйственных объектов и создание управляющих компаний особенно эффективно в сферах, требующих крупных инвестиций.
|
|
Практика использования межмуниципальной кооперации за рубежом имеет как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, она позволяет эффективно и гибко решать определенные договором задачи. Услуга, приобретенная с помощью кооперации, обходится муниципалитету дешевле, чем ее самостоятельное производство. С другой стороны, возникают проблемы компетенции и ответственности. Так, принимающие участие в кооперации местные советы имеют меньшие возможности управления совместным предприятием, чем в случае, если бы этим предприятием руководил сам муниципалитет. Общественности также труднее вникнуть в суть дела. Решение многих задач независимыми межмуниципальными компаниями может ограничить свободу действий участвующих в кооперации муниципалитетов. Возникают сложности, которые не всегда можно разрешить силами двух муниципалитетов, участвующих в соглашении. Муниципалитет, приобретающий услугу у другого, не в состоянии влиять на ее качество (например, на выбор интерьера и порядок эксплуатации лечебницы). Поэтому многие из соглашений по межмуниципальной кооперации должны утверждаться государственными инстанциями.
|
|
Во многих странах основным направлением межмуниципальной кооперации является совместное строительство и содержание объектов, обслуживающих несколько соседних муниципалитетов. В этом случае создаются специальные округа по содержанию соответствующих объектов, границы которых могут не совпадать с границами муниципалитетов. Широко известны школьные, а также водохозяйственные и иные специализированные межмуниципальные округа.
В России правовая база для межмуниципальной хозяйственной кооперации отсутствует и почти нет практического опыта. Такие возможности предоставляет Федеральный закон № 131 от 2003 года. Им предусмотрено, что представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Для совместного решения социальных задач представительные органы муниципальных образований могут учреждать межмуниципальные некоммерческие организации в различных формах.
Все перечисленные общества и организации подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством и функционируют в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.
Внешние экономические связи муниципальных образований
Многие города активно участвуют в международных экономических связях, как с целью закупок ряда товаров (подвижной состав транспорта, медикаменты, медицинское оборудование и многое другое), так и для привлечения инвестиций. Для реализации внешних экономических связей в администрациях городов могут создаваться особые структурные подразделения. Основные этапы деятельности местной администрации при проведении закупок по импорту показаны на рис.
Для содействия внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, местная администрация может организовать таможенный (консигнационный) склад и эффективно использовать его совместно с таможенными органами. Она может также оказывать помощь предпринимательским структурам муниципального образования в области внешнеэкономической деятельности.
В ряде городов разработаны целевые комплексные программы развития внешнеэкономических связей и созданы соответствующие структурные подразделения в местных администрациях. Примерные функции такого подразделения:
♦ разработка концепции развития внешнеэкономической деятельности и международных связей города;
♦ поддержка образовательных учреждений по подготовке специалистов-международников и созданию условий для повышения квалификации специалистов, работающих в области внешнеэкономической деятельности и международных связей;
♦ поддержка научных исследований и мероприятий, направленных на изучение внешнеэкономической деятельности и международных связей города, процесса привлечения инвестиций, изучение рынков сбыта и т. п.