Содержание
Демография
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)
Конспект лекций
Специальность 080505.65 «Управление персоналом»
Москва 2012 г.
УДК 316.24
ББК 60.7.
Демография. Конспект лекций для студентов специальности 080505.65 «Управление персоналом» / Хаванова Н.В., Данилов А.А., Данилова В.А. ФГБОУ ВПО "РГУТиС"- М.,2012.-103 с.
Рецензент: д.э.н., доц. Данилова
В конспекте лекций отражены основные разделы курса демографии: предмет науки, источники данных о населении, показатели динамики и структуры населения, воспроизводство населения. Демографическое прогнозирование, проблемы демографической политики, развитие народонаселения мира.
Для студентов, обучающихся по специальности «Управление персоналом».
Учебное пособие подготовлено рабочей группой в составе: Н.В. Хавановой, А.А. Данилова, В.А. Даниловой.
|
|
Введение | 3-4 |
Раздел 1. Теоретические основы демографии | 5-48 |
Лекция 1. Предмет, задачи и методы демографии | 5-9 |
Лекция 2. Воспроизводство населения | 10-15 |
Лекция 3. Смертность и продолжительность жизни | 15-20 |
Лекция 4. Рождаемость и репродуктивное поведение | 21-26 |
Лекция 5. Браки и разводы | 26-31 |
Лекция 6. Современная семья: демографические и экономические проблемы | 31-36 |
Лекция 7. Миграция населения | 36-48 |
Раздел 2. Источники информации о населении и демографических процессах. | 49-73 |
Лекция 8. Переписи населения | 49-60 |
Лекция 9. Учет естественного и механического движения | 60-67 |
Лекция 10. Списки и другие источники данных о населении. Выборочные обследования населения. | 67-73 |
Раздел 3. Демографические факты и их трактовки | 73-101 |
Лекция 11. Закономерности развития народонаселения | 73-77 |
Лекция 12. Взаимосвязь воспроизводства и структуры населения | 77-83 |
Лекция 13. Взаимосвязь социально-экономических и демографических процессов | 83-89 |
Лекция 14. Качество населения | 89-94 |
Лекция 15. Демографическая политика в РФ | 94-100 |
Заключение | |
Литература |
Каждая наука имеет свою историю возникновения, формирования и развития. Демография не относится к новому научному направлению. Название науки появилось в XIX., которое дал ей бельгийский ученый Аший Гийяр. В 1855 г., в Париже он опубликовал книгу «Элементы человеческой статистики или Сравнительная демография».
Однако потребовалось время, чтобы началось утверждение новой науки и распространение связанного с ней термина. В русских справочных изданиях термин «демография» впервые появился в 1893г. в статье А.Е. Яновского «Демография» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Несмотря на почтенный возраст в нашей стране демография долгое время была наукой малоизвестной для большинства граждан. Сейчас положение меняется. Расширяется преподавание демографии на экономических, социологических, юридических и других гуманитарных факультетах университетов.
|
|
Среди множества показателей социально- экономического положения страны демографические характеристики наиболее полно, хотя и опосредованно, отражают деятельность правительства, партий, всего населения. В сущности, и отрасли производственной и непроизводственной сферы, да и вся целенаправленная деятельность общества могут быть оценены тем, насколько благотворно они влияют на здоровье, продолжительность и качество жизни человека.
Рано или поздно государство осознает и будет в своей деятельности исходить из принципа, что демографический фактор наряду с экономическим, социальным и национальным является основным фактором общественного развития. Без его профессионального анализа на всех уровнях нельзя прогнозировать социальное и экономическое развитие России в целом и её регионов.
Курс Демографии является обязательным и соответствует Государственному образовательному стандарту по специальности 080505.65 «Управление персоналом».
Настоящий курс лекций предназначен для студентов всех форм обучения. Цель его – ознакомить студентов с основными понятиями и показателями демографических процессов, научить видеть действительное состояние и направление демографических тенденций в стране и оценивать их остроту и вероятные перспективы и возможные социальные последствия.
Знание демографии, умение читать демографическую информацию сегодня становится необходимым любому специалисту, каким бы родом деятельности он ни занимался. Способствовать этому и призван данный конспект лекций.