Работа за компьютером может сопровождаться излишним напряжением мышц тела и глаз. При этом наши мышцы напрягаются не сами по себе - для их возбуждения необходимы нервные импульсы. Если мышцы пребывают в постоянно повышенном тонусе, это означает, что к ним непрерывно поступают импульсы из определенных отделов мозга, находящихся в возбужденном состоянии. Таким образом, основная проблема заключается не в статическом или зрительном, а в нервном напряжении.
Через наше сознание ежедневно проходит колоссальный объем информации, не сравнимый с тем, что перерабатывался мозгом людей, живших в прошлые века. Информационная нагрузка стала привычной и не воспринимается как нагрузка, но она утомляет и даже разрушает нашу психику, вызывая не только банальную усталость.
Компьютер имеет собственные ритмы подачи и обработки информации, проявляющиеся, например, в нечетком для глаза мигании изображения, которое отрицательно действует на наш мозг. Подстраиваясь, наш мозг тоже вынужден менять свои ритмы, свою биоэлектрическую активность (она становится более интенсивной). Какое-то время мозг может работать не хуже машины но не так долго, как она. Компьютер, как правило, подключен к внешнему источнику энергии, а мозг тратит собственные ресурсы. Они нуждаются в восполнении, о чем сигнализирует та же усталость.
|
|
Усталость - это еще не все. Получаемая нами информация, как правило, однобока: в ней преобладают словесные (вербальные) сообщения. Это приводит к несимметричной работе мозга и ряду специфических проблем. За обработку вербальной информации отвечают логические отделы мозга. Логическое мышление - это в основном функция коры левого полушария. У современных людей (особенно у мужчин) это полушарие мозга по сравнению с правым даже несколько больше по объему и массе, в нем функционирует большее количество кровеносных сосудов. Иными словами, левое полушарие является более востребованным и тренированным. Но логика и обработка вербальной информации - далеко не все, что может делать и что делает наша психика.
Левое полушарие оперирует вербальными символами - словами. Работа разума выражается через речь, которая дает нам возможность общаться, взаимодействовать с другими людьми.
Благодаря речи мы получаем основной багаж знаний, но далеко не все знания. По мнению американского философа Грегори Бейтсона, лишь 8% информации в ходе общения передается словами, остальные 92% сообщаются невербально, то есть без слов. Значит, компьютерное общение недодает более 90% того, что нам необходимо.
Во время разговора мы должны видеть выражение лица, позу, жесты, движения глаз, одежду собеседника, различать интонацию, темп и другие характеристики его голоса, чувствовать запахи, тепло. Словесное содержание сообщения - лишь небольшая верхушка айсберга. Смысл сказанного может меняться в зависимости от информации, поступающей по другим каналам.
|
|
Если человек говорит «Все правильно» саркастическим тоном, то фактически он передает невербальное сообщение прямо противоположного содержания. На компьютере можно пытаться передать тот же смысл с помощью дополнительных слов, междометий, смайликов и т. п.
Как правило, люди сосредотачивают внимание на вербальных аспектах коммуникации и не осознают невербальную часть. Однако нелогическая часть информации всегда присутствует и действует на наши чувства, вызывая различные реакции.
Общаясь с книгой или компьютером, мы либо испытываем эмоциональный голод, либо окрашиваем полученную информацию собственными эмоциями, невольно искажая смысл. Если помимо общения с компьютером мы живем полноценной жизнью, общаемся с живыми людьми, испытываем эмоции, то все это не особенно значимо.
Но ситуация становится угрожающей, когда компьютер начинает заменять близких и друзей. Особенно опасен в этом отношении детский возраст.
Ребенок, общаясь только с машиной, быстро попадает в психологическую зависимость от нее. Все положительные и отрицательные эмоции у таких детей опробованы только с помощью ПК. Постепенно это приводит к тому, что важнейшие потребности (получение удовольствия, удовлетворение любопытства, снятие напряжения) осуществляются только с помощью компьютера. Дети становятся раздражительными, некоммуникабельными, равнодушными ко всему, что не связано с компьютером. Как правило, у них нет друзей.
Чаще всего компьютер только заполняет уже существующую пустоту. Родители заняты работой, учителя имеют свои проблемы, общение со сверстниками непродуктивно, и компьютер становится самым терпеливым учителем и единственно надежным другом.
Со временем пропасть между ребенком и реальным миром увеличивается. Виртуальная вседозволенность влияет на неустойчивую психику малыша, и наступает момент, когда без вмешательства психолога или врача уже не обойтись.
Подобное происходит и со взрослыми - ведь многое зависит не от возраста, а от самого человека и его окружения. В США, по данным последних исследований, среди одиноких пенсионеров и домохозяек интернетчиков оказалось не меньше, чем среди молодежи.
Таким образом, при работе за компьютером возникают три основные проблемы, связанные с особенностями нашего мышления (или с информационной нагрузкой): усталость, эмоциональный голод, очеловечивание машины.
Все эти состояния обусловлены не общением с компьютером, а особенностями психики некоторых людей. Можно находиться в зависимости и от мужа-алкоголика, от никотина и т.д. Можно бояться обычного лифта. Чрезмерное увлечение фитнесом может вызвать опасное привыкание, схожее с тем, которое вызывают наркотики, алкоголь и азартные игры. К такому выводу пришли ученые из университета штата Орегон. Они провели эксперименты на двух группах мышей: одна группа была представлена обычными грызунами, другую специально приучали к физической активности. Затем обе группы подопытных животных лишили всякой возможности бегать, после чего уровень активности мозга у мышей-спортсменок оказался значительно выше, чем у другой группы. Причем активность фиксировалась именно в тех участках мозга, которые отвечают за привыкание к наркотикам, алкоголю и никотину.
Специалисты считают, что эти выводы можно распространить и на людей. Ежедневные занятия фитнесом вызывают сильное привыкание. В какой-то степени это хорошо, но у некоторых людей развивается состояние зависимости: поход в спортивный клуб становится важнее семьи, детей, работы и дружеских отношении. В экстремальных случаях привыкание к фитнесу вызывает бессонницу и даже депрессию.
|
|
При попытке директивно ограничить посещение фитнес - центра или общение с компьютером, не изменив при этом внутренние психологические процессы (не устранив причины проблем), вряд ли можно придти к положительному результату. Возможно, на короткий срок удастся сократить время, отводимое на Интернет. Но без комплексного лечения проблема мгновенно проявится другим способом и в другом месте.
Источник таких проблем следует искать в особенностях психики современного цивилизованного, человека. Поэтому необходимо настроить особенно детей на легкую и безопасную работу с компьютером.