Информационная нагрузка и ее последствия

Работа за компьютером может сопровождаться излишним напряжением мышц тела и глаз. При этом наши мышцы напрягаются не сами по се­бе - для их возбуждения необходимы нервные импуль­сы. Если мышцы пребывают в постоянно повышенном тонусе, это означает, что к ним непрерывно поступают импульсы из определенных отделов мозга, находящих­ся в возбужденном состоянии. Таким образом, основ­ная проблема заключается не в статическом или зри­тельном, а в нервном напряжении.

Через наше сознание ежедневно проходит колос­сальный объем информации, не сравнимый с тем, что перерабатывался мозгом людей, живших в прошлые ве­ка. Информационная нагрузка стала привычной и не воспринимается как нагрузка, но она утомляет и даже разрушает нашу психику, вызывая не только банальную усталость.

Компьютер имеет собственные ритмы подачи и обработки информации, проявляющиеся, например, в нечетком для глаза мигании изображения, которое отрицательно действует на наш мозг. Подстраиваясь, наш мозг тоже вынужден менять свои ритмы, свою биоэлектрическую активность (она становится более интенсив­ной). Какое-то время мозг может работать не хуже маши­ны но не так долго, как она. Компьютер, как правило, подключен к внешнему источнику энергии, а мозг тратит собственные ресурсы. Они нуждаются в восполнении, о чем сигнализирует та же усталость.

Усталость - это еще не все. Получаемая нами инфор­мация, как правило, однобока: в ней преобладают словесные (вербальные) сообщения. Это приводит к несим­метричной работе мозга и ряду специфических проблем. За обработку вербальной информации отвечают логиче­ские отделы мозга. Логическое мышление - это в основ­ном функция коры левого полушария. У современных людей (особенно у мужчин) это полушарие мозга по сравнению с правым даже несколько больше по объему и массе, в нем функционирует большее количество крове­носных сосудов. Иными словами, левое полушарие явля­ется более востребованным и тренированным. Но логика и обработка вербальной информации - да­леко не все, что может делать и что делает наша психика.

Левое полушарие оперирует вербальными символами - словами. Работа разума выражается через речь, которая дает нам возможность общаться, взаимодейст­вовать с другими людьми.

Благодаря речи мы получаем основной багаж знаний, но далеко не все знания. По мнению американского философа Грегори Бейтсона, лишь 8% информации в ходе общения передается словами, остальные 92% сообщаются невербально, то есть без слов. Значит, компьютерное общение недодает более 90% того, что нам необходимо.

Во время разговора мы должны видеть выражение лица, позу, жесты, движения глаз, одежду собеседника, различать интонацию, темп и другие характеристики его голоса, чувствовать запахи, тепло. Словесное со­держание сообщения - лишь небольшая верхушка айс­берга. Смысл сказанного может меняться в зависимо­сти от информации, поступающей по другим каналам.

Если человек говорит «Все правильно» саркастиче­ским тоном, то фактически он передает невербальное сообщение прямо противоположного содержания. На компьютере можно пытаться передать тот же смысл с помощью дополнительных слов, междометий, смай­ликов и т. п.

Как правило, люди сосредотачивают внимание на вербальных аспектах коммуникации и не осознают не­вербальную часть. Однако нелогическая часть информации всегда присутствует и действует на наши чувст­ва, вызывая различные реакции.

Общаясь с книгой или компьютером, мы либо испы­тываем эмоциональный голод, либо окрашиваем полученную информацию собственными эмоциями, невольно искажая смысл. Если помимо общения с компьютером мы живем полноценной жизнью, общаемся с живыми людьми, испытываем эмоции, то все это не особенно значимо.

Но ситуация становится угрожающей, когда компьютер начинает заменять близких и друзей. Особенно опасен в этом отношении детский возраст.

Ребенок, общаясь только с машиной, быстро попадает в психологическую зависимость от нее. Все положительные и отрицательные эмоции у таких детей опробованы только с помощью ПК. Постепенно это приводит к тому, что важнейшие потребности (получение удо­вольствия, удовлетворение любопытства, снятие напряжения) осуществляются только с помощью компьютера. Дети становятся раздражительными, некоммуника­бельными, равнодушными ко всему, что не связано с ком­пьютером. Как правило, у них нет друзей.

Чаще всего ком­пьютер только заполняет уже существующую пустоту. Родители заняты работой, учителя имеют свои пробле­мы, общение со сверстниками непродуктивно, и компью­тер становится самым терпеливым учителем и единст­венно надежным другом.

Со временем пропасть между ребенком и реальным миром увеличивается. Виртуальная вседозволенность влияет на неустойчивую психику малыша, и наступает момент, когда без вмешательства психолога или врача уже не обойтись.

Подобное происходит и со взрослыми - ведь многое зависит не от возраста, а от самого человека и его окру­жения. В США, по данным последних исследований, среди одиноких пенсионеров и домохозяек интернет­чиков оказалось не меньше, чем среди молодежи.

Таким образом, при работе за компьютером возникают три основные проблемы, связанные с особенностями нашего мышления (или с информационной нагрузкой): усталость, эмоциональный голод, очеловечивание машины.

Все эти состояния обусловлены не общением с компьютером, а особенностями психики некоторых людей. Можно находиться в зависимости и от мужа-алкоголика, от никотина и т.д. Можно бояться обычного лифта. Чрезмерное увлечение фитнесом может вызвать опасное привыкание, схожее с тем, которое вызывают наркотики, алкоголь и азартные игры. К такому выводу пришли ученые из университета штата Орегон. Они про­вели эксперименты на двух группах мышей: одна группа была представлена обычными грызунами, другую спе­циально приучали к физической активности. Затем обе группы подопытных животных лишили вся­кой возможности бегать, после чего уровень активности мозга у мышей-спортсменок оказался значительно вы­ше, чем у другой группы. Причем активность фиксиро­валась именно в тех участках мозга, которые отвечают за привыкание к наркотикам, алкоголю и никотину.

Специалисты считают, что эти выводы можно распро­странить и на людей. Ежедневные занятия фитнесом вызывают сильное привыкание. В какой-то степени это хорошо, но у некоторых людей развивается состояние зависимости: поход в спортивный клуб становится важнее семьи, детей, работы и дружеских отношении. В экстремальных случаях привыкание к фитнесу вызывает бессонницу и даже депрессию.

При попытке директивно ограничить посещение фитнес - центра или общение с компьютером, не изменив при этом внутренние психологические процессы (не устранив причины проблем), вряд ли можно придти к положительному результату. Возможно, на короткий срок удастся сократить время, отводимое на Интернет. Но без комплексного лечения проблема мгновенно проявится другим способом и в другом месте.

Источник таких проблем следует искать в особенностях психики современного цивилизованного, человека. Поэтому необходимо настроить особенно детей на лег­кую и безопасную работу с компьютером.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: