Администрация Президента Республики Беларусь
Сведения о количестве декретов и указов Президента Республики Беларуси
Правовые акты, издаваемые Президентом Республики Беларусь
В соответствии со ст.85 Конституции Президент Республики Беларусь вправе издавать три вида правовых актов: декреты, указы и распоряжения.
Декреты являются новой формой правовых актов, издаваемых Президентом. Они принимаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, носят сугубо нормативный характер и имеют силу закона.
Декреты Президента могут быть двух видов: издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые в силу особой необходимости.
Первый вид декретов издается Президентом на основании специального закона, который принимается парламентом и определяет сферу его законодательных полномочий и срок издания декретов.
Для сведения: до настоящего времени такой закон не принят, поскольку Глава государства не внес предложение в парламент о необходимости его принятия. Согласно части 1 статьи 101 Конституции, с инициативой в принятии данного закона вправе выступить лишь Президент Республики Беларусь.
|
|
В соответствии с Конституцией (ч.2 ст.101) не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих:
· изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь; ее толкование;
· изменение и дополнение программных законов;
· утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
· изменение порядка выборов Президента и Парламента;
· ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Второй вид декретов издается Президентом со ссылкой на особые обстоятельства, определяющие их временный характер. Такие декреты могут издаваться Президентом по своей собственной инициативе и по предложению Правительства (в этом случае они скрепляются подписью Премьер-министра).
Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.
Заметное место в системе нормативных актов Республики Беларусь занимают также указы Президенты. Они представляют собой правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий в различных сферах государственной и общественной жизни. Указы могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер, например, о назначении на должность, о приеме в гражданство, о награждении государственными наградами.
|
|
Следует отметить, что ни в Конституции, ни в Законе «О Президенте Республики Беларусь» не содержится четких указаний относительно места указов в иерархии нормативных актов. Считается, что по юридической силе указы находятся ниже, чем декреты. Что касается их соотношения с законами, то этот вопрос прямо не урегулирован. В части третьей статьи 137 Конституции на этот счет предусматривается, что в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
В связи с тем, что таких законов не издано, можно заключить, что президентские декреты и указы образуют автономную сферу нормотворчества и не связаны соподчиненностью с законами парламента.
О нормотворчестве Президента Республики Беларусь за последние годы можно судить по следующей таблице.
Виды актов Президента | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Декреты | |||||
Указы |
Кроме декретов и указов, Президент Республики Беларусь вправе издавать распоряжения. С их помощью решаются, как правило, хозяйственные и организационные вопросы деятельности Администрации, Управления делами и других структур, образованных при Президенте Республики Беларусь.
Декреты Президента вступают в силу, как и законы, через 10 дней после их официального опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы и распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.
Официальным опубликованием правовых актов Президента является их издание в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь и государственной газете «Советская Белоруссия».
В статье 84 Конституции предусмотрено, что Президент Республики Беларусь образует, упраздняет и реорганизует Администрацию, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте.
23 января 1997 года президентским указом № 97 утверждено Положение об Администрации Президента Республики Беларусь (впоследствии в него несколько раз вносились изменения и дополнения).
Согласно пункту 1 Положения, Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики, идеологии и права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.
Основными задачами Администрации Президента Республики Беларусь являются:
1) обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии;
2) координация деятельности подотчетных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государственной кадровой политики, идеологии и права;
3) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления;
4) организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 5 Положения на Администрацию Президента возлагаются следующие функции:
ü подготовка планов работы Президента Республики Беларусь и обеспечение их реализации;
ü формирование единой системы учета руководящих работников государственных органов, предприятий, организаций и учреждений, ведение кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь;
ü общее руководство деятельностью государственных органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров;
|
|
ü создание и совершенствование системы аттестации руководящих работников государственных органов;
ü систематический анализ общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике;
ü участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политике и механизме ее реализации;
ü проведение государственной идеологии и информационной политики;
ü координация деятельности государственных органов по подготовке проектов правовых актов;
ü обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;
ü координация деятельности государственных средств массовой информации, анализ и прогнозирование социально-политической ситуации в республике;
ü контроль за выполнением решений и поручений Президента Республики Беларусь и подготовка соответствующих предложений и др.
Руководителем Администрации Президента Республики Беларусь является Глава Администрации Президента Республики Беларусь. Он назначается на должность и освобождается на должность Президентом Республики Беларусь. Глава Администрации имеет право без специального на то полномочия выступать в качестве представителя Президента Республики Беларусь в палатах парламента и Конституционном суде Республики Беларусь.
Структура и общая численность работников Администрации утверждается Президентом Республики Беларусь. В настоящее время Администрация Президента Республики Беларусь имеет следующую структуру:
глава Администрации Президента Республики Беларусь;
первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
два заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь;
помощники Президента Республики Беларусь;
главное государственно-правовое управление;
главное управление кадровой политики;
главное управление организационного обеспечения;
|
|
главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;
главное управление общественно-политической информации;
канцелярия Президента Республики Беларусь (осуществляет свою деятельность на правах управления);
секретариат Администрации Президента Республики Беларусь;
управление по работе с обращениями граждан;
управление внешней политики;
экономическое управление;
отдел по вопросам гражданства и помилования;
отдел подготовки выступлений;
отдел по связям с общественными объединениями;
пресс-служба Президента Республики Беларусь.
Статус, условия оплаты труда, государственного страхования, материально-технического, медицинского, санаторно-курортного, социально-бытового, пенсионного и иного обеспечения работников Администрации Президента Республики Беларусь определяются в порядке, установленном законодательством.
Финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности Администрации Президента Республики Беларусь осуществляется Управлением делами Президента Республики Беларусь.
Нормативные акты:
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн., 2004.
Закон «О Президенте Республики Беларусь» в редакции от 7 июля 1997 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997, № 24, ст.463.
Положение об Администрации Президента Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. (с изменениями и дополнениями) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997, № 3, ст.103.
Литература:
Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь (Конституционно-правовой статус): Учеб. пособие. – Мн., 1999.
Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002.
Демичев Д.М. Конституционное право: Учеб. пособие. – Мн., 2004.
Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. – Мн., 2002.
Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). – Мн., 2003.
Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2005.
Чудаков М.Ф. Конституционное право зарубежных стран. – Мн., 1998.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Кто такой президент страны?
2. Какова роль президента в республиках с президентской формой правления?
3. Какова роль президента в республиках с парламентской формой правления?
4. В чем особенности правового статуса Президента Республики Беларусь?
5. Кто может быть избран Президентом Республики Беларусь?
6. Перечислите основные полномочия Президента Республики Беларусь?
7. Какие полномочия Президента Республики Беларусь в сфере формирования органов исполнительной власти?
8. Какие полномочия Президента Республики Беларусь в сфере отношений с Парламентом?
9. Какие полномочия Президента Республики Беларусь в сфере отношений с Правительством?
10. Какие полномочия Президента Республики Беларусь в сфере отношений с судами?
11. Какие правовые акты издает Президент Республики Беларусь?
12. Как декреты соотносятся с законами?
13. Какое место указов Президента в иерархии нормативных актов?
14. Когда вступают в силу декреты и указы Президента Республики Беларусь?