Автомобильный транспорт является единственным видом транспорта, способным обеспечивать доставку грузов в прямом сообщении «от двери до двери» без дополнительных погрузочно-разгрузочных операций. Эта особенность дополняется способностью обеспечивать быструю и сохранную доставку грузов в пункты назначения.
Сложность управления международными перевозками заключается в том, что необходимо управлять объектом находящимся за тысячи километров от управляющего, который должен принимать оперативные решения с учетом постоянно меняющейся обстановки и необходимости своевременной и сохранной доставки груза. Поэтому эффективность и качество транспортного процесса в большой степени зависит не только от грузоотправителя и перевозчика, но и от ряда посредников, принимающих участие в международных перевозках. Такими посредниками в международных транспортных операциях являются специализированные фирмы, осуществляющие разнообразные функции по поручению владельца груза при его перемещении с момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его потребителю. Посредничество в области международных перевозок охватывает необходимый комплекс услуг и операций, называемый Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО). В международной практике под ТЭО понимается особый вид специализированной деятельности по организации доставки грузов и выполнению соответствующих этому услуг, осуществляемый экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему экспедиционное вознаграждение.
|
|
Этапы развития транспортно-экспедиционного обслуживания.
Развитие внешней торговли и экспедирования шло одновременно и параллельно. Там, где предоставляются качественные экспедиторские услуги, там существует и мощная внешняя торговля, и наоборот. Таким образом, возраст экспедиторских услуг соответствует возрасту внешней торговли. Сохранились письменные источники, свидетельствующие о том, что экспедиторская деятельность существовала уже в ХI-ХII веках. До наших дней сохранились названия экспедиторских фирм из XV-ХVI веков.
Первый этап. Время накопления торгового капитала в эру меркантилизма, в которой внешняя торговля была главным источником богатства государства. Это время становления и развития экспедиторских фирм в портах - на стыке между морским и сухопутным видами транспорта.
Второй этап. Время промышленной революции, когда Европа становится основным поставщиком промышленных товаров и готовых изделий для всех стран и континентов мира. Этот период вывел экспедиторскую отрасль и экспедиторов Европы на первое место в мире, которое они продолжают сохранять до настоящего времени. Однако их уже начинают догонять экспедиторы Азиатского и Тихоокеанского регионов.
|
|
Третий этап – настоящее время. Этот этап связан с глобализацией экономической деятельности и характерным для него является обеспечение экспедиторами доставки товара «от двери до двери» на условиях смешанной перевозки с полным освобождением поставщика от забот по доставке груза получателю.
Перечисленные три этапа в развитии экспедиторской деятельности привели к формированию трех основных направлений в работе экспедиторов:
Первое - к роли посредника, выступающего по конкретному поручению экспортера или импортера. В этом случае его роль, как правило, ограничивается подготовкой и выпиской документов, фрахтованием тоннажа, осуществлением платежей, включая таможенные, проведением переговоров и организацией заключения транспортных договоров. В этом случае экспедитор не может и не принимает на себя ответственности перевозчика.
Второе - к роли грузового консолидатора, т.е. к роли организатора сборных отправок в поездные или мелких в повагонные. При этом экспедитор организует загрузку этих мелких отправок в контейнер, автомобиль, вагон и их перемещение в международном сообщении. Затем обеспечивает деконсолидацию указанных отправок, т.е. их выгрузку из транспортных средств и выполнение работ, связанных с импортом, и организует их доставку получателю. Экспедитор также готовит бортовые коносаменты, выписывает конкретным экспортерам «домашние» транспортные документы на отдельные отправки, как правило, без какой-либо ответственности или, в отдельных случаях, с ограниченной ответственностью.
Третье - это направление характеризуется выдачей экспедитором своих собственных транспортных, документов, в частности коносамента или транспортной накладной ФИАТА. В этом случае экспедитор в юридическом смысле перестает быть экспедитором и становится договорным или контрактным перевозчиком. В мировой практике такой экспедитор получил наименование «мультимодальный транспортный оператор» или в русском переводе «оператор смешанной перевозки». Оператор смешанной перевозки заключает договор с грузоотправителем от своего собственного имени, он выступает как принципал (доверитель) и возлагает на себя ответственность за выполнение всех операций, связанных с перевозкой и доставкой товара получателю в соответствии с транспортным договором.
Унификация деятельности экспедиторов.
В мировой практике не существует императивного документа, определяющего понятие «экспедитор» и круг его прав и обязанностей, В руководстве ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) по смешанным перевозкам говорится, что «международный грузовой экспедитор действует в качестве посредника (агента) грузоотправителя в перемещении груза в международном сообщении». Из сказанного следует, что понятие «экспедитор» (в мировой практике это понятие именуется «грузовой экспедитор») для отдельных стран, как для отдельных людей, имеет различное значение.
В первый раз вопросом унификации серьезно занялись в начале тридцатых годов в Римском институте по унификации частного права. Там была предпринята попытка создать определенный регламент действий при предоставлении экспедиторских услуг в ограниченном числе европейских стран. Затем в 1967 году был разработан проект международной конвенции, регламентирующей международное экспедирование. С 1970-го до 1980-го года разрабатывалась Конвенция о международных смешанных перевозках. Конвенция до настоящего времени не введена в действие, поскольку не набрала достаточного количества стран, которые ратифицировали эту конвенцию. На конгрессе ФИАТА в 1999 году представителями ООН было заявлено, что в ЮНКТАД принято решение о разработке новой международной конвенции, регулирующей экспедирование и смешанные перевозки. Действующих в настоящее время документов, относящихся к сфере экспедирования, можно назвать только два, это «Образец типовых экспедиторских условий» принятый на Конгрессе ФИАТА в 1996 году, и «Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок». Последний документ применяется в коносаменте и накладной ФИАТА. Таких международных конвенций, как ЦМР, МДП, Конвенция о международных торговых договорах и т. д., в международной экспедиторской деятельности нет.
|
|
Правилами транспортно-экспедиционной деятельности устанавливается, что транспортно-экспедиционная деятельность - хозяйственная деятельность по организации перевозок грузов, включая их отправку и получение, а также по выполнению или обеспечению выполнения других операций, связанных с перевозкой, в соответствии с договорами на транспортно-экспедиционное обслуживание. Экспедитор - субъект хозяйствования, организующий за вознаграждение за счет заказчика от своего имени экспедирование грузов, а также выполняющий или обеспечивающий выполнение иных действий, предусмотренных договорами на транспортно-экспедиционное обслуживание, Торговый кодекс ФРГ дает следующее определение: «Экспедитором является тот, кто профессионально берет на себя заботу об отправке груза через перевозчика за счет грузоотправителя или другого лица и от своего имени». Экспедитор должен хорошо знать преимущества используемых транспортных средств, действующие тарифы на всех видах транспорта, уровень ставки фрахта, характер и особенности перевозимого груза. Экспедитор должен быть одновременно и банковским специалистом, и специалистом по страхованию, и, частично, юристом.
Транспортно-экспедиционные операции.
В большинстве стран в функции как внутреннего, так и международного экспедитора входит весь комплекс работ по подготовке товара к отправке. Наиболее распространенными транспортно-экспедиционными операциями являются:
|
|
По импортным грузам:
прием груза от отправителя и доставка его до места погрузки или на склад;
погрузка на автомобили;
выписка товарно-транспортных или таможенных документов, а также осуществление таможенных формальностей;
хранение и подработка грузов на складе;
комплектация мелких партий грузов и их отгрузка в автомобили;
упаковка и переотправка грузов;
производство расчетов с перевозчиками, таможенными и другими органами;
согласование перевозок опасных, негабаритных и тяжеловесных грузов и пре-
доставление специального подвижного состава для их осуществления;
планирование и подача транспортных средств под вывоз импортных грузов;
организация аренды и лизинга грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов.
По экспортным грузам:
оформление таможенных и других формальностей;
сдача груза получателям;
переупаковка товаров;
хранение грузов на складах;
расчеты с перевозчиками и другими организациями;
диспозиция подвижного состава (уведомление об отправлении, местонахождении, прибытии грузов);
переотправка грузов.
Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA)
FIATA была основана в Вене 31 мая 1926 года, как профессиональная ассоциация индустрии экспедиторов для обеспечения защиты интересы экспедиторов на международном уровне.
FIATA является неправительственной организацией, представляющей сегодня отрасль, охватывающую свыше 35000 фирм-экспедиторов из 149 стран мира, в которой заняты около восьми миллионов человек.
Основные цели федерации:
объединить индустрию экспедирования во всем мире;
представлять, способствовать и защищать интересы данной отрасли, участвуя в качестве советников или экспертов во встречах международных органов, имеющих дело с транспортом;
ознакомить торговлю, промышленность и широкую общественность с услугами, оказываемыми экспедиторами, через распространение информации, доставку публикаций и т.д.;
повышать имидж экспедиторской отрасли через соответствующие действия, способствующие имиджу;
улучшать качество услуг, оказываемых экспедиторами, способствуя развитию единых документов по экспедированию, стандартным условиям и т.д.;
выполнять исследования и обзоры в экспедиторской отрасли и в отношении ее деятельности;
находить практическое решение технических проблем в институтах, рабочих группах и консультативных органах;
принимать меры по усилению эффективности грузоперевозок;
способствовать профессиональной подготовке экспедиторов;
поощрять сотрудничество между экспедиторами всего мира;
развивать отношения с грузоотправителями, перевозчиками и их организациями.
Руководящим органом FIATA является Генеральный совет со штаб-квартирой в Цюрихе, который избирает президента, вице-президента и генерального секретаря, принимает членов (национальные ассоциации экспедиторов), создает, объединяет и распускает институты, утверждает бюджет и ежегодный балансовый отчет. Правление, в которое входят представители всех континентов, определяет профессиональную политику Федерации и контролирует работу институтов и других органов FIATA. Президент, Генеральный секретарь и казначей образуют президентство, которое вместе с директором секретариата FIATA ведет постоянную работу.
Всю техническую работу в FIATA выполняют три института: институт авиаперевозок (AFI), институт наземного транспорта (STI), институт мультимодальных перевозок (MTI).
Федерацией разработан ряд документов:
FIATA FCR - расписка экспедитора (1955).
FIATA FCT - сертификат экспедитора на перевозку (1959).
FIATA FBL - оборотная накладная (коносамент) мультимодальной перевозки (1970).
FIATA FWR - складская квитанция (1975).
Официальные языки FIATA — английский, немецкий, французский.