Последствия
Горный обвал
Селевые потоки
Оползни
1911 г. – Памир. Вызвано землетрясением. Площадь: 2,5 млрд. км2. Была завален кишлак Кусой, завалило реку, возникла ипотека в 300 метров и возникло озеро на 53 км. С глубиной 6284 метра.
Типы оползней:
· Грандиозные (400 га и выше);
· Крупный (100 – 400 га);
· Средний (50 – 100 га);
· Мелкий (5 – 50 га);
· Очень мелкий (до 5 га).
1922 г. – Алма-Ата. Скорость движения сели от 2 до 10 м/с. Ширина сели определяется длинной русла (3 – 100). Глубина от 1,5 до 15 метров. Продолжительность 1 – 3 часа, реже до 8 часов.
80% связаны с антропологическим фактором. Характеризуются по мощности:
· Крупные (до 100 млн. м3);
· Средние (до 10 млн. м3);
· Мелкие (меньше 10 м3);
По масштабу:
· Огромные (100 га и более);
· Крупные (50 – 100 га);
· Средние (5 – 50 га);
· Мелкие (до 5 га);
Характеризуются количеством погибших, раненых, оставшихся без крова, количеством населённых пунктов, количеством разрушенных и повреждённых объектов народного хозяйства, площадь затопления сельскохозяйственных элементов.
|
|
1963 г. Италия. Оползень 240 млн. м2. Накрыл 5 городов. 3000 человек.
1989 г. Чечено-Ингушетия. 82 населённых пункта.
Причины аварий и катастроф:
· Нарушение трудовой и технологической дисциплины;
· Ошибки при проектировании;
· Ошибки при строительстве;
· Износ оборудования, зданий, сооружений;
· Стихийные бедствия;
· Нарушения иного характера;
Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате аварии или катастрофы нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью. Наносится ущерб имуществу населению, народному хозяйству и окружающей среде.
Основные поражающие факторы:
· Ударная волна;
· Ионизирующие излучения;
· Заражение окружающей среды химически-опасными веществами. Более 700 наименований;
· Аэрогидродинамический фактор;
· Температурный фактор;
· Заражение окружающей среды бактериальными средствами;
· Психоэмоциональное воздействие;
Аварии на городском транспорте: человек-транспорт-дорога. Виды ДТП:
· Наезды на людей и другие подвижные объекты;
· Наезды на неподвижные объекты;
· Столкновение автомобилей друг с другом;
Аварии и катастрофы на железной дороге:
· Неудовлетворительное состояние путей или транспорта;
· Ошибки машинистов;
· Ошибки диспетчерских служб;
· Возгорание железнодорожного состава;
Аварии на авиатранспорте. В год в мире около 60 катастроф. В 35 из них гибнут все люди.
Причины авиакатастроф:
· Ошибки человека (50-60 % случаев);
· Отказ техники (15-30 % случаев);
· Воздействие внешней среды (15-20 % случаев);
· Невыясненные причины (10 %);
Авиационная авария – происшествие, не приведшее к человеческим жертвам.
|
|
Аварии на водном транспорте.
Индивидуальные средства спасения: жилеты, круги.
Коллективные средства спасения: плоты, надувные лодки.