Контент-анализ

Формализованный анализ.

Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко под­считываемые признаки, черты, свойства документа (например, такой признак, как частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны со­держания. Тогда качественное содержание делается измеримым, стано­вится доступным точным вычислительным операциям. Результаты анали­за становятся в достаточной мере объективными. Ограниченность фор­мализованного анализа заключается в том, что далеко не все содержание документа может быть измерено с помощью формальных показателей.

Формализованный, количественный анализ оперирует конкретны­ми, количественно измеряемыми параметрами. Его основным недостат­ком следует считать неточное, неисчерпывающее раскрытие содержания документа.

Контент-анализ- формализованный метод сбора данных из вторичных источников и качественно-количественного анализа их содержания.

Проведение контент-анализа основано на следующихпринципах.

1) Принцип формализации - необходимо задать однозначные пра­вила для выявления искомых характеристик содержания.

2) Принцип статистической значимости - интересующие исследо­вателя элементы содержания должны встречаться с достаточной частотой.

Алгоритм проведения контент-анализа со­стоит из следующих этапов.

1 этап: Постановка задач контент-анализа.

Объектом анализа могут выступать:

- материалы газет и других печат­ных изданий,

- содержание радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных обращений,

- данные, полученные посредством открытых вопросов анкет или свободных интервью.

Цель исследования - выявление аспектов, касающихся объекта и предмета исследования, которые получили подробное рассмотрение в документах, вышедших в течение некоторого периода времени.

В зависимости от целей исследования можно выделить несколько типов контент-анализа.

Первый тип: подсчет символов (ключевых слов), содержащихся в материалах.

Второй тип: дальнейшая проработка первого - это классифика­ция символов по отношению авторов публикаций к изучаемому объекту (в положительном или отрицательном аспекте).

Третий тип: анализ по элементам содержания - классификация отдельных частей документов по заданным критериям.

Четвертый тип: тематический анализ - выявление явных и скры­тых тем публикаций.

Пятый тип: структурный анализ - выявление взаимоотношений различных тем публикаций. Эти отношения могут быть взаимо­дополняющими, развивающими одну тему, и конфликтными (когда темы работают на взаимно противоположные цели).

Шестой тип: анализ взаимоотношений различных материалов, имеющих общую цель публикаций, кроме вопросов пятого типа контент-анализа, - здесь изучается последовательность появле­ния публикаций и отслеживается динамика характеристик со­держания во времени.

2 этап: Определение системы категорий анализа.

Категория контент-анализа - это наиболее общие, ключевые поня­тия, позволяющие группировать затрагиваемые темы в содержании сообщения в соответствии с выбранной классификацией (например, по проблематике), что позволяет идентифицировать содержание мате­риалов в общем виде. Категория анализа имеет то же назначение, что и вопросы в анкете, т. е. призвана указывать характер получаемых данных.

Требования к процедуре формирования категорий анализа:

- выделенные категории должны охватывать все вопросы исследо­вания, т. е. быть исчерпывающими;

- одни и те же элементы содержания не должны быть отнесены к различным категориям, т. е. категории должны быть взаимо­исключающими;

- не должно быть разногласий по поводу отнесения элемента со­держания к той или иной категории, т. е. категории должны быть надежными.

3 этап: Определение единицы анализа.

Единица контент-анализа - это элемент содержания, некоторая его смысловая часть, которая раскрывает определенную категорию.

Что­бы определение категории было надежным, необходимо перечислить все единицы анализа или индикаторы их присутствия (признаки на­личия определенного элемента содержания). Это могут быть опреде­ленные термины, слова, выражения, предложения, имена, темы и т. д. Единицы анализа могут включать в себя оценки отношения (хорошо/ плохо) или оценки эффективности (выгодно/невыгодно) к анализи­руемым элементам содержания.

4 этап: Выбор количественных и качественных характеристик текста, ко­торые интересуют исследователя для характеристики взаимосвязи содержания с внешними параметрами, данные таблицы 2.

Таблица 2 - Фиксируемые количественные характеристики текста

Наименование характеристики Единицы измерения
Общий объем внимания к изучаемой проблеме а) Абсолютные: число строк, минут. При разработке программы исследования важно добиться стандартизации единиц измерения, поскольку из-за разного размера шрифта текст занимает разный объем. б) Относительные: удельный вес материалов по исследуемой теме к общему объему материалов
Частота внимания (регулярность) Количество раз появления материала за определенный период времени. Например, передачи, выходящие в эфир по определенной проблеме один раз в месяц по два часа и один раз в неделю по 30 мин., имеют одинаковый общий объем внимания, однако в первом случае частота составляет 1 раз в месяц, а во втором — 4 раза в месяц
Место и время Фиксируются по выходным данным
Отношение автора (газеты, канала) к передаваемому содержанию Открыто высказанное автором отношение может содержать: а) абсолютные оценки (например, с использованием слов «благоприятный», «неблагоприятный», «нейтральный», «хорошо», «плохо», «безразлично»); б) относительные оценки («лучше», «равноценно», «хуже») Измерение скрытого отношения осуществляется на основе анализа: а) использования автором определенной лексики, отражающей его отношение; б) отнесение автором события к моральным или аморальным явлениям
Модальность Выявляются признаки допущения (утверждения) определенных событий и степень убежденности (уверенности) в отношении высказываемых автором действий, последствий и т.д. В качестве индикаторов используются слова «необходимо», «обязательно», «должен», «разрешается», «запрещено», «желательно», «хотелось бы», «представляется важным» и др.
Форма отражения события Прямая форма отражения события – в содержании представлены только факты. Косвенная форма отражения события – в содержании представлены чьи-либо оценочные суждения, описания
Авторство Может быть использована такая группировка авторов: мнения простых людей (письма в газету), мнения конкретных людей (бизнесменов, политиков, ученых), официальные документы, редакционные материалы и т.д.

5 этап: Выбор источников для обследования предполагает решение двух во­просов:

- какие это должны быть документы, чтобы наилучшим образом
представить изучаемые характеристики объекта;

- какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об
объекте были достоверными.

Доку­менты оцениваются в соответствии с поставленными задачами на адек­ватность их предмету исследования.

Адекватность документа определяется исходя из возможности ис­точника отражать интересующие исследователя характеристики объек­та.

6 этап: Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа.

На каждую категорию анализа разрабатываются формы, в которых регистрируются заданные параметры содержания. Пример подобной формы приводится на рисунке 1.

Наименьшие категории анализа: … (например, маркетинговые исследования)
Единица анализа Источники
             
А                  
Б                  
В                  
                 
                 


Рисунок 1 – Таблица сбора данных контент-анализа

7 этап: Разработка инструкций кодировщику, где описывается:

- система правил сбора эмпирических данных,

- пояснения для правильного понимания персоналом процедур регистрации заданных единиц анализа,

- алгоритм действий.

8 этап: Сбор информации.

9 этап: Обработка результатов и их интерпретация.

10 этап: Подготовка отчета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: