Краткая история развития многоагентных систем

История развития многоагентных систем. Основные принципы их функционирования

Лекция 2 часа

Первоначально идея интеллектуального посредника ("агента") возникла в связи с желанием упростить стиль общения конечного пользователя с компьютерными программами. Эта идея оказалась весьма плодотворной, и ее реализация привела к созданию так называемых "автономных агентов", которые обеспечивали новый стиль взаимодействия пользователя с программой. Новым было то, что как пользователь, так и компьютерный посредник-агент принимали участие в запуске задачи, управлении событиями и решении задачи. По этой причине агента такого типа стали называть "персональным ассистентом", который сотрудничает с пользователем в той же рабочей среде. Главная особенность такого интерфейса состоит в том, что он оказывается персонифицированным. Последнее достигается за счет того, что персональный ассистент наделяется способностью к обучению. В самом простом варианте, персональный ассистент получает информацию о привычках пользователя путем, как принято об этом говорить, "подглядывания из-за плеча" за работой пользователя. Обучаясь интересам, привычкам и предпочтениям пользователя при решении различных задач, а также окружающего его сообщества пользователей, с которыми персональный ассистент общается через компьютерную сеть, последний становился весьма полезным, причем в самых различных аспектах.

Заметим, что персонификация пользовательского интерфейса удачно дополняет “интеллектуальность” интерфейса, которая традиционно ассоциируется только с экранными графическими средствами. Заметим, что в настоящее время некоторые идеи персонального ассистента активно используются в среде Microsoft Office (начиная с версий MS Office-97), хотя и в очень упрощенной форме.

Исследования и экспериментальные программные разработки довольно быстро показали, что множество задач, в которых агент может эффективно ассистировать пользователю, практически неограниченно. К ним относятся поиск информации в Internet и ее анализ, управление электронной почтой, календарное планирование, электронная коммерция, помощь в каком-либо выборе (подготовка рекомендаций при выборе книг, кино, музыки) и т.д. В настоящее время интеллектуальные агенты – персональные ассистенты рассматриваются как автономные программы ("программные интеллектуальные роботы"), которые могут как работать на персональном компьютере пользователя, так и мигрировать по компьютерной сети в поисках релевантных данных, знаний и процедур с целью удовлетворения различных информационных, вычислительных и других потребностей пользователей.

Постепенно эта идея вышла за рамки интеллектуального пользовательского интерфейса и персонального помощника пользователя. Было осознано, что интеллектуальные агенты могут интегрироваться в сообщества агентов, совместно решающие сложные задачи. Они могут кооперироваться для решения сложных задач, и такое объединение может придать системе в целом принципиально новые качества. Так возникло понятие многоагентной системы. Уже первые приложения в области планирования и управления производственными системами, управления воздушным движением, и в ряде других приложений показали чрезвычайную перспективность концепции многоагентных систем и дали толчок к новым теоретическим и прикладным исследованиям.

В настоящее время сфера исследований и разработок в области многоагентных систем очень широка и разнообразна. Начиная с середины 90-х годов, теоретические и прикладные исследования в области многоагентных систем значительно активизировались и заняли одно из ведущих мест в области информационных технологий. Нет сомнений, что, по крайней мере, в ближайшее десятилетие интенсивность исследований в данной области будет усиливаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: