Коммерческая информация предприятия подлежит защите от возможных посягательств со стороны конкурентов. Коммерческая тайна выражает отношения, в которых один субъект рынка, добившись успехов в коммерческой деятельности, чтобы не упустить данное преимущество, предпочитает скрыть их обстоятельства, а другой пытается завладеть ими законными или противоправными способами. Коммерческая тайна - это отношения по поводу преднамеренно срываемой, секретной информации коммерческого предприятия.
Гражданский кодекс РФ в ст. 139 определяет признаки информации, относящейся к коммерческой тайне. Коммерческая тайна - информация имеет самостоятельную экономическую ценность, не является общедоступной, общеизвестной и нуждается в специальной защите от возможных хищений, утечки, выведывания.
В федеральном законе «О коммерческой тайне» дается следующее определение: «коммерческая тайна - это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду».
Информация, составляющая коммерческую тайну: научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства - ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности. Охрана обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами их экономической безопасности предприятия.
Формой проявления коммерческой тайны являются коммерческие секреты - сведения о виде документа, схем, изделий, относящихся к коммерческой тайне предприятия или организации. Они также подлежат охране от хищения, выведывания или утечки. В ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну:
- сведения, содержащиеся в учредительных документах;
- сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- сведения, о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- данные о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина;
- данные о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, наличии свободных рабочих мест;
- сведения о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Защита от утечки и хищения требуют сведения о финансовой деятельности организации, деловые планы и планы производства новой продукции.
К коммерческой тайне относятся научно-исследовательские проекты, конструкторские и технологические разработки по производству какой-либо продукции и ее параметры, программное обеспечение ЭВМ и другую техническую информацию.
Предприятия заботятся об охране заключенных ими договоров. При определенных условиях охране может подлежать не только текст договора, но и сам факт заключения сделки. Пропажа первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям при доказательстве их соответствующих положений в случае возникновения спора и его разрешения в суде.
К коммерческой тайне относится информация о рационализаторском предложении или изобретении, находящемся в стадии разработки или оформления. Рационализаторское предложение после его оформления и выдачи авторского свидетельства не может оставаться коммерческой тайной, так как представляет собой для данного предприятия прогрессивное техническое решение.
Таким образом, по функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:
1) деловая информация:
а) сведения о контрагентах;
б) сведения о конкурентах;
в) сведения о потребителях;
г) сведения о деловых переговорах;
д) коммерческая переписка;
е) сведения о заключенных и планируемых контрактах;
2) научно-техническая информация:
а) содержание и планы о научно-исследовательских работах;
б) содержание ноу-хау;
в) планы внедрения новых технологий и видов продукции;
3) производственная информация:
а) технология;
б) планы выпуска продукции;
в) объем незавершенного производства и запасов;
г) планы инвестиционной деятельности;
4) организационно-управленческая информация:
а) сведения о структуре управления фирмой, не содержащиеся в уставе;
б) оригинальные методы организации управления;
в) система организации труда;
5) маркетинговая информация:
а) рыночная стратегия;
б) планы рекламной деятельности;
в) планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм;
г) методы работы на рынках;
д) планы сбыта продукции;
е) анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции;
6) финансовая информация:
а) планирование прибыли себестоимости;
б) ценообразование - методы расчета, структура цен, скидки;
в) возможные источники финансирования;
г) финансовые прогнозы;
7) информация о персонале фирмы:
а) личные дела сотрудников;
б) планы сокращения (увеличения) сотрудников;
в) содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу;
8) программное обеспечение:
а) программы;
б) пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.