По функциям управления обычно классифицируют экономическуюинформацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую).
Плановая информация — информация о параметрах объекта на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности объекта.
Пример 4 Плановой информацией объекта могут быть такие показатели, как план выпуска продукции, планируемая прибыль от реализации, ожидаемый спрос на продукцию, график проведения экзаменов и т.д.
Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.
Пример 5 Нормативно-справочной информацией на предприятии являются:
- время, предназначенное для изготовления типовой детали (нормы трудоемкости);
- среднедневная оплата рабочего по разряду;
- оклад служащего;
- адрес поставщика или покупателя и т.д.
Учетная информация — это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть проведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета.
|
|
Пример 6 Учетной информацией являются: количество проданной продукции за определенный период времени; среднесуточная загрузка или простой станков, выставленные в журнал оценки и т.п.
Оперативная {текущая) информация — это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится ее обработка, во многом зависит, например, успех фирмы на рынке.
Пример 7 Оперативной информацией являются:
- количество изготовленных деталей за час, смену, день;
- количество проданной продукции за день или определенный час;
- объем сырья от поставщика на начало рабочего дня и т.д
3 Формы адекватности информации
Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность.
Адекватность информации — это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.
От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.
|
|
Пример 1 Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по техническому направлению (программное обеспечение, например). Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных учебных заведениях. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, т.е. полученная информация неадекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете справочник для поступающих в учебные заведения города и области, из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться в окончательном выборе.
Адекватность информации может выражаться в трех формах: семантической, синтаксической, прагматической.