Лекция 42: Русская философия 18 в. – пер. пол. 19 в., её основные направления и представители 11 страница

Прямым продолжением славянофильства в 60 – 80-е гг. XIX в. было почвенничество, представленное трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864 гг.), Николая Николаевича Страхова (1828- 1896 гг.), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885 гг.), Фёдора Михайловича Достоевского (1821- 1881 гг.). Почвенничество характеризовалось «восстановлением в душе новой, или лучше сказать, обновлённой веры в грунт, в почву, в народ». Вера в народ, в развитие на собственной почве.

Впервые мысль о принадлежности Западной Европы и России к разным типам культур высказал М.П. Погодин. Европу он рассматривал как наследницу культуры Западной Римской империи, а Россию как наследницу культуры Восточной Римской империи – Византии.

На теоретическом уровне идею многообразия типов культур изложил Н.Я. Данилевский. Он разработал систему основных типов культур и объяснил механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой истории. Под культурно-историческим типом он понимал «самостоятельные и своеобразные планы религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, – одним словом, исторического развития». Содержание всемирной истории составляет, по Данилевскому, развитие десяти типов культуры: египетской, китайской, индийской, древнесемитической, иранской, ассиро-вавилонской, древнегреческой, древнеримской, новоаравийской, романо-германской.

Цикл развития культурно-исторического типа представляет собой: 1) бессознательный период, в котором народы будущего культурного типа находятся ещё на уровне «этнографического материала» и когда формируется психический облик народа; 2) период государственного становления, в ходе которого народы составляют политически независимые образования; 3) период цивилизации, в котором народ становится культурно-историческим типом и проявляет свою деятельность во всех тех направлениях, для которых есть основания в его духовной природе. Данилевский пытался определить и показать, в чём состояла специфика этой деятельности у народов, составляющих различные культурно-исторические типы. Он различает четыре основополагающих вида деятельности: религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую.

Механизм развития и саморазрушения культурно-исторического типа (цивилизации) тот же, что и механизм генезиса любого живого организма, последовательно проходящего через стадии зарождения – младенчества – юности – зрелости – старости – смерти.

Теория культурно-исторических типов Данилевского выступает антитезой концепциям истории, в основе которых лежит европоцентризм. Данилевский определяет европоцентризм как «отождествление судеб Европы или Романо-германского племени с судьбами человечества». Вместо моноцентризма Данилевский предложил концепцию полицентризма типов культур, вместо линейности – многовариантность развития.

В русской философии XIX в. было ещё одно очень интересное направление – консерватизм, направленное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ. Идеология русского консерватизма наиболее ёмко выражена в формуле С.С. Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность». На публицистическом уровне данная формула обосновывалась М.Н. Катковым, а на философском – К.Н. Леонтьевым и К.П. Победоносцевым.

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX – начала XX вв. является космизм. Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе индивида и о его безграничных возможностях по освоению космоса. Проблематикой русского космизма занимались многие отечественные мыслители: Н.Ф. Фёдоров, Вл.С. Соловьёв, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др. «Отцом русского космизма» по праву считается Николай Фёдорович Фёдоров (1829-1903 гг.).

Учение Фёдорова, именуемое им как «философия общего дела», концентрируется вокруг главной для него идеи – победы над смертью: достижение человеческого бессмертия и «патрофикация отцов» – воскрешение всех прежних поколений.

Фёдоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно поставить перед собой задачу – переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив её, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.

Фёдоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству. Необходимо также обеспечить место для нормального существования. Для этого нужно (всего-то!) переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». Новая задача науки – помочь людям овладеть космосом. Н. Фёдоров первым заявил, что Земля не является границей для человека, «целое мироздание – вот поприще нашей деятельности». Философия Н. Фёдорова оказала сильное идейное влияние на творчество таких представителей русского космизма, как: К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: