Психологический аспект человеческой индивидуальности. индивидуальное, коллективное в человеческой психике

Лекция 11

Достигаемые статусы и роли.

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус.

Изменения статуса индивида влечет за собой ряд последствий (смену друзей, стиля жизни, места обучения, отдыха и др., которые не передаются как жизненный опыт родителей).

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило трудны для обучения и часто конфликтны. (Они могут привести как к расцвету личности, так и к ее полному уничтожению).

Неадекватная ролевая подготовка- источник ролевого напряжения. Традиционные общества имеют непрерывную возрастную цепочку непрерывной социализации. Жизнь взрослых, их профессиональная деятельность происходит на глазах у детей и позволяет им хорошо усвоить будущие роли.

Современное общество характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, мало пригодным для последующих возрастных периодов. (Примеры: миниатюра Райкина: “ здесь вам не школа, а институт, здесь вам не институт, а производство”. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли и слабой подготовкой к ее исполнению.

Источником ролевого напряжения является также несоответствие идеального образа будущей соц. роли и ее реального содержания (идеалистичность молодости).

Ролевые конфликты: бывают между ролями и внутри одной роли.

Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. (Обязанности жены и работницы; обязанности друга и начальника; обязанности должностного лица и родственника и др.).

Пример конфликта внутри одной роли- (чиновник и взяточник; человек, живущий по двойным стандартам: нравственный политик и безнравственный человек).


цели изучения лекции:

А) знать: В) уметь:
-психологические концепции человеческой индивидуальности; - оперировать моделями индивидуальности;
- понятия метасущества - оперировать понятиями метасущества и субсущества;
- - различать биологические и социальные начала индивидуальности

Ключевые понятия: сознательное, бессознательное, метасущества, субсущества,

Модель психики, сущностные силы, метасущества, трактовка бессознательного З.Фрейдом, Л.Адлером, К.Юнгом.

Со времени появления сознания, человек пытается понять, что же составляет его сущностное отличие от других существ, чем каждый человек отличается от себе подобных, что составляет его уникальность, неповторимость как личности.

Прежде всего это относится к осмыслению понятий психика и сознание.

Будем пользоваться наглядной моделью человеческой психики:

«Сцена»

Сознание

Актуальное

Пробужденное

Видимая психика

«Подвал»

Подсознательное

Потенциальное

Спящее

Невидимая психика

«Ядро»

Я Душевного мира

ДЕКАРТ ЛЕЙБНИЦ
Психика = сознание Психика > сознание
  Невидимая психика Бессознательное

Для объяснения содержания бессознательного используем понятие сущностные силы, образующие ядро человеческой индивидуальности.

З.Фрейд, А.Адлер и К.Юнг дали свои объяснения содержания бессознательного и основали «глубинную психологию».

С точки зрения глубинной психологии трактовка индивидуальности - это по сути трактовка основных сущностных Сил «Ядра» душевного мира.

Основная идея психики - идея спонтанной активности - т.е. активности без внешних причин. Для обозначения активных неосознаваемых душевных элементов или Сил, определяющих облик индивидуальности будем использовать термин Существо, чтобы подчеркнуть, что поведение элементов души подобно «живым» Существам.

Метасущества - термин для обозначения существа верхнего уровня иерархии. Метасущество (стая рыб) включает в себя существо (отдельные рыбы). Метасущества в душевном мире переживаются как безликие состояния: ревности, жадности, страха, благородства.

Для трактовки сферы бессознательного К.Юнг называл существа «душами», а метасущества - «духами».

Субсущества - термин для обозначения существа нижнего уровня иерархии. Существо рыба включает субсущество (нейроны мозга рыбы).

Понять человека - значит понять глубинные Силы, которые в неявном виде из «бессознательного» обуславливают его душевную жизнь и поступки.

Причем важно понять не только индивидуальные глубинные Силы (существа), но и надиндивидуальные глубинные Силы (метасущества), которые из бессознательного обуславливают его душевную жизнь и поступки.

Главной Силой бессознательного Фрейд считал инстинкт сексуального влечения - либидо.

Слева от линии будем изображать Силы, соответствующие биологическому критерию (служат выживанию), а справа Силы ему не соответствующие (дают жизнь)

 
 


Л

МОДЕЛЬ ФРЕЙДА


Переживания, которые человек испытывает при пробуждении либидо - это, как правило, неприятные, даже «гадостные» переживания, а неприятными они становятся из-за давления на свободу либидо норм культуры и морали.

Таким образом З.Фрейд в качестве главных Существ, активизирующих индивидуальность человека, выделял сексуальные инстинкты.

А.Адлер (1870 - 1937) считал, что

основную роль в «бессознательном» играют не Силы «животные»(либидо),

а силы духовные.

Стремление к совершенству, соглас

но Адлеру - это врожденная

потребность человеческой души,

подавление которой лишает человека

И главного смысла жизни.

 
 


И - личностный идеал - главная духовная (небиологическая сила) бессознательного.

Личностный идеал - или целевой образ человека совершенного. Пробуждение из бессознательного образа «личностного идеала» субъективно переживается как ощущение направленности к абсолютно неведомой цели. Эта цель своей скрытой активностью направляет человека к его индивидуальному Совершенству. Пробуждение эволюционно новых Сил переживается как состояние творчества.

В последних своих работах Адлер все больший приоритет отдает усилиям личности, проявляющимся в «общественном чувстве».

В ранних работах Адлер считал основной движущей Силой развития человека «стремление к власти», которое вызвано чувством неполноценности, которое особенно переживается в детском возрасте.

 
 


Одарены

Перекомпенсация - открыли резервы Идея о перекомпенсации ущербного органа
Средний Избалованы  
Ущербны Обычные дети  
  Уход в болезнь (сломались) Реализация комплекса неполноценности

К.Юнг (1875 - 1961)

 
 


Юнг считал, что главными Силами, образующими «Ядро» индивидуальности, являются Архетипы «коллективного бессознательного»

Л

Архетип

Модель К.Юнга

Л - личное бессознательное

Архетип имеет 2 аспекта:

Как элемент общего информационного пространства, он является Силой, влияющей на индивида через «коллективное бессознательное», подчиняя индивидуальное целеполагание коллективному;

Архетип рассматривается как надиндивидуальный инстинкт (метасущество), в прошлом обеспечивающий выживание целых общностей, а не отдельных индивидов.

Юнг (как и Фрейд) придерживается биологического подхода «Содержание коллективного бессознательного не приобретаются в течении жизни одного человека, они суть прирожденные инстинкты и первобытные формы постижения - так называемые архетипы, или идеи».

Когда архетип вторгает на «сцену» сознания, то в этом случае человек испытывает мистический «благоговейный страх», т.к. он встречается в своем душевном мире с неведомым ему метасуществом.

Одним из главных вопросов, волнующих умы теоретиков в психологии - это был вопрос о соотношении наследственности и обучения в развитии человека. Наследственность отражает биологический фактор развития, а обучение - социальный.

Как мы уже знаем, ученые по разному определяют глубинные факторы человеческой индивидуальности: одни видят их биологическую основу (З.Фрейд, К.Юнг), другие - внебиологическую (А.Адлер).

Одной из самых влиятельных психологических теорий социализации является теория З.Фрейда. В основе его теории лежит идея конфликта между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.

По З.Фрейду отношения «ребенок - общество» с самого начала антагонистические.

Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность есть основной человеческий мотив.

Все стадии психологического развития человека Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по эрогенным зонам либидонозной или сексуальной энергии. По месту локализации этой энергии получили название этапы развития ребенка:

ä Оральная стадия (0-1 год)

ä Анальная стадия (1-3 года)

ä Фаллическая стадия (3-5 лет)

ä Латентная стадия (5-12 лет)

ä Генитальная стадия(12-18 лет)

Психоанилитические стадии - это стадии генеза психического, как становления из первичного, унаследованного бессознательного «ОНО», структуры психики под влиянием воздействия социальной среды.

 
 


Оральная стадия(0-1 год) - основной источник удовольствия рот, зона кормления.

Две фазы (1-е и 2-е полугодие жизни).

Сосание - главное наслаждение (материнская грудь Õ собственный палец). Этот тип наслаждения по Фрейду является проявлением сексуального инстинкта (либидо). Ребенок находит удовольствие в сосании пальцев (аутоэротизм).

Во второй половине оральной стадии с появлением зубов к сосанию добавляется укус. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. Начинает формироваться инстанция «Я» - часть «ОНО», измененное под прямым влиянием внешнего мира.

Функционирование «Я» связано с принципом - «удовлетворение - отсутствие удовлетворения». Главным объектом является мать.

На этой стадии не существует еще инстанции

«Сверх-Я» и «Я» ребенка находится в постоянном конфликте с «ОНО».

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: