Лекция 20 Проблемы кардинальной перестройки воспитания, образования на современном этапе общественного развития

1. Роль социальной педагогики и социальной работы в перестройке воспитания.

2. Модели социально-педагогического проектирования воспитательной среды.

3. Педагогическое проектирование как технология перестройки системы воспитания.

Система социальной работы по своей типологии приближается скорее не к машинным, а к организменным системам, в которых все элементы взаимообусловлены, а их развитие активно и нелинейно.

Технология группового решения проблем состоит из 9 этапов:

1. диагностика задачи, которая предполагает выявление источников и причины ее возникновения, степени ее разрешимости;

2. анализ ситуации, выявление субъективных представлений о ней, описание ее компонентов, временных и организационных границ, сравнение реальной ситуации с желательной, выделение круга лиц, вовлеченных в нее, определение своего места в ситуации;

3. формулирование проблем, в первую очередь, перспективных, т.е. связанных не столько с преодолением недостатков, сколько с реализацией благоприятных возможностей, заложенных в ситуации;

4. на основании сделанного прогноза – определение целей как образа желаемых результатов, которых необходимо достичь для решения поставленной задачи;

5. нахождение решений задачи как способов достижения поставленных целей и разрешения проблем;

6. разработка проекта, включающего в себя систему взаимосвязанных решений;

7. формирование программ реализации проекта, определение последовательности скоординированных практических действий всех лиц и других агентов, участвующих в разрешении ситуации и «пусковых механизмов»программ; утверждение плана деятельности;

8. практическое осуществление программы, предполагающее поэтапный контроль и постоянное ситуативное уточнение;

9. анализ итогов деятельности.

Задача программно-целевого проектирования – выработка организационных моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации.

Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное состояние дел и данные, полученные на основе экспертных заключений и поисковых прогнозов, выявить варианты решения задач и оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости, совместимости с программами других процедунтов социальных программ, комплексности, интегративности, ресурсной доступности.

Основные принципы прогнозного проектирования:

· принцип научного обоснования нормативной модели решения;

· принцип социальной целесообразности и целеобусловленности, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным целям общественного развития,

· принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека,

· принцип комплексности, интегративности, сопоставления различных видов моделей,

· принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.

Основные этапы прогнозного проектирования:

1. Постановка целей, которые должны быть достигнуты в ходе решения данной задачи. При постановке целей следует придерживаться следующих правил:

· цели и задачи должны быть максимально интенсивными, но достижимыми;

· все цели должны быть четко распределены во времени и иметь конкретное выражение,

· характер целей должен соответствовать характеру и предназначению деятельности организации,

· цели должны быть реальными, иначе психологически они теряют свой смысл в качестве мотиваторов.

Виды целей:

· по содержанию: социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные;

· по приоритетности: главные (основные, ключевые, основополагающие) и второстепенные (побочные, вспомогательные),

· по длительности (период реализации): стратегические, тактические, оперативные, текущие;

· по форме фиксации: официально предъявленные, подразумевающиеся,

· по потребностям: желательные, нежелательные, надуманные,

· по степени обоснованности: обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные,

· по реалистичности: реальные, осуществимые; нереальные.

· По уровням управления: общегосударственные (федеральные), отраслевые, региональные, на уровне учреждения, их структурных единиц,

· По политическому смыслу: фактически выполняемые, декларируемые, провозглашаемые,

· По объему: общие, частные, локальные,

· По характеру: конечные, промежуточные,

· По степени выполнения: выполненные полностью, частично, невыполненные.

2. Оценка текущего состояния объекта социального трансформирования, проводимая в соответствии с определенными критериями и подразумевает решение следующих задач:

· анализ с помощью избранных критериев сильных и слабых сторон деятельности, характеристик системы управления социального объекта, его материальной базы, определение степени укомплектованности учреждения или органа профессиональными кадрами, перспектив расширения и т.д. (диагностические задачи);

· ранжирование недостатков деятельности учреждения: недостатки, которые могут быть устранены внутри самой системы, силами сотрудников данного объекта; недостатки, которые не могут быть устранены силами самой системы;

· определение места социального объекта в социальной структуре подведомственной территории; моделирование его связей с другими объектами или системами социальной структуре подведомственной территории; моделирование его связей с другими объектами или системами социальной сферы, вовлеченными в процесс преобразования.

3. Определение потенциального развития социального объекта. При этом определяется:

· как расширить сферу деятельности и функции социального объекта;

· как повысить качество работы, выполняемой объектом;

· что нужно сделать, чтобы выполняемые объектом функции соответствовали ожиданиям клиентов; какие потребности клиентов могут быть удовлетворены в ходе деятельности социального объекта;

· как улучшить финансово-экономические результаты деятельности объекта;

· как скоординировать деятельность социального объекта с деятельностью других элементов социальной системы.

4. Непосредственная разработка программы решения социальных проблем. Проект программы обычно подготавливается специальной группой разработчиков, после чего дорабатывается с использованием двух методик: всеобщее обсуждение и «мозговой штурм».

Основные критерии оценки качества разрабатываемых программ:

· профессиональная оснащенность программы,

· отсутствие декларативности, общих заявлений, эмоциональности;

· отсутствие подробной детализации – она уместна не в программах, а в планах ее реализации;

· учет социальной и национальной специфики места осуществляемой программы – тип населенного пункта, характер, традиции и менталитет жителей и т.д.

1. Контроль за реализацией программы и ее коррекция. Подразумевают доработку базовых данных программы ее авторами и исполнителями. В технологии контроля используются три основных аксиомы:

· Необходимо постоянно устранять неопределенность: даже наиболее тщательно разработанные программы и планы не могут учесть всех деталей развития социального объекта в меняющихся обстоятельствах. Поэтому непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим условиям – обязательное условие гибкого планирования.

· Ожидание кризиса заставляет предусмотреть систему экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены. Контроль позволяет заметить первые признаки опасности и предотвратить их.

· Необходимо отметить первые проявления успеха и воздать должное тем, кто ему способствовал.

Разработка программы – сложный поисковых этап социального проектирования, конечным пунктом которого является «дерево» взаимосвязанных социальных проблем, построение шкалы приоритетности их решений. Создать такое древо можно на основе сопоставления множества матриц взаимного влияния проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: