Структура бюджета предприятия

VI. Принятие решений о формировании и исполнении операционных и финансовых бюджетов

Бюджетирование — это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

o обеспечение текущего планирования;

o обеспечение координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;

o обоснование затрат предприятия;

o создание базы для оценки и контроля планов предприятия;

o исполнение требований законов и контрактов.

Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).

Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятии. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:

• изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т. д.;

• поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;

• разработка плана внедрения бюджетирования (все дальнейшие действия будут определены планом внедрения);

• пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;

• создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;

• создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;

• разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;

• обучение персонала.

Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, отечественные предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится и дешевле и значительно надежней.

Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия, называемый основным или головным. Американские финансовые менеджеры говорят Master Budget.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

1) Подготовка операционного бюджета.

2) Подготовка финансового бюджета.

Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

• бюджета продаж;

• бюджета производства;

• бюджета производственных запасов;

• бюджета прямых затрат на материалы;

• бюджета производственных накладных расходов;

• бюджета прямых затрат на оплату труда;

• бюджета коммерческих расходов;

• бюджета управленческих расходов,

• прогнозного отчета о прибыли.

К числу финансовых бюджетов относятся:

• инвестиционный бюджет;

• бюджет денежных средств;

• прогнозный баланс.

Последовательность формирования основного бюджета удобно представить в виде блок-схемы (рис. 6.1). Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.


Рисунок 6.1 Блок-схема формирования основного бюджета

Прежде чем приступать к изучению методики подготовки основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии бюджетирования:

1) Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели.

2) Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.

3) Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния предприятия.

4) При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности.

5) Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады. Такой случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической реализации — это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными данными. Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс планирования — это только часть задачи. Гораздо сложнее обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.

В дальнейшем последовательно дадим краткую характеристику каждому из частных бюджетов в общей системе процесса бюджетирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: