Доля расходов консолидированного бюджета в ВВП отдельных стран мира, 2001 г

Страна Доля расходов, %
Австралия 37,2
Австрия 52,1
Канада 42,3
Чехия 47,3
Дания 55,3
Финляндия 49,0
Франция 52,5
Германия 48,3
Италия 48,5
Япония 38,0
Нидерланды 46,4
Норвегия 44,6
Словакия 62,0
Испания 39,3
Швеция 57,2
Великобритания 40,2
США 34,9
Россия 26,8

Структура государственных расходов также варьируется по странам, однако самая большая доля, как правило, приходится на социальную компоненту — это расходы по социальному страхованию и социальной помощи, а также расходы на образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. Данные о структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации свидетельствуют, что «официальные» социальные статьи бюджета (образование, культура, СМИ, здравоохранение, социальная политика) составляют более 30%. Кроме того, сюда примыкают и немалые расходы на ЖКХ, которые фактически есть не что иное, как субсидии гражданам.

Формы государственного вмешательства в экономику выступают в самых разных формах:

· законодательное регулирование, поскольку именно сила законодательного принуждения принципиально отличает государство от других рыночных агентов;

· регулирование качества производимых в экономике товаров и услуг (например, лицензирование определенных видов деятельности), а также их количества (законы об обязательном среднем образовании или об обязательном страховании).

В определенных рамках государство в рыночной экономике регулирует и цены (например, устанавливая законодательно минимальную зарплату, максимальные цены на жилье или услуги общественного транспорта). Кроме законодательных мер широко используются инструменты финансового регулирования. Это налоги, субсидии производителям. Помимо этого государство может выступать в рыночной экономике как один из производителей. Оно берет на себя производство товаров и услуг, которые в экономической теории относят к общественным или смешанным благам. Эти блага, как правило, обладают особой социальной значимостью (merit goods). Например, в большинстве стран мира государство само выступает «производителем» образовательных и медицинских услуг. Национальная оборона, экологическая безопасность относятся к разряду чистых общественных благ, и могут обеспечиваться только государством. И, наконец, государство осуществляет трансферты дохода населению, как связанные с определенным видом потребления (например, жилищные субсидии), так и не зависящие от типа потребления — денежные трансферты (например, пособия малообеспеченным семьям). Основные виды государственных расходов соответствуют целям регулирования:

· финансирование государственных учреждений, организаций и предприятий;

· государственные закупки в частном секторе экономики;

· поддержка отдельных отраслей (предприятий) экономики (частного сектора);

· финансирование программ социального страхования и социальной помощи;

· обслуживание государственного долга (Занадворнов В.С. Экономическая теория государственных финансов: Учебное пособие для вузов / В.С. Занадворнов, М.Г. Колосницына; Гос ун-т Высшая школа экономики. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2006. С. 20—23.).

Данные свидетельствуют о росте роли государства в экономиках развитых стран, хотя и в разной степени. Динамика государственных расходов в ведущих индустриальных странах за последние 120 лет показывает неуклонный рост их удельного веса в ВВП во всех странах, хотя и в разной степени: в США — в 4 раза, в Швеции — в 10 раз, в Германии — почти в 5 раз. Это зависит от выбранной модели социально-экономического развития — либерально-рыночной, как в США, социально-ориентированной рыночной экономики, как в странах ЕС, либо общества всеобщего благоденствия, как в скандинавских странах, где уровень налоговых изъятий и перераспределения доходов достигает двух третей валового продукта (табл. 8.2) (Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник. М.: Инфра-М, 2007. С. 272.).

Таблица 8.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: