Тема 3. Методы преподавания рисования в Древней Греции

Вопросы для повторения.

1. От чего зависела постановка обучения рисованию в Древнем Египте?

2.На чем основывались законы построения изображения в школах?

3. Почему в древнеегипетских изображениях отсутствует трехмерность?

4.Что принималось за модуль в древнеегипетском каноне фигуры человека?

5. Каковы особенности изображения пейзажа древними египтянами?

6.Назовите основные принадлежности для рисования у древних египтян.

Считая прекрасным саму жизнь, а не загробный мир, греки изуча­ли природу, красоту человека и его тела, а богов изображали по образу и подобию людей. Используя традицию построения человеческой фи­гуры по канонам, греческие художники стремились к объективному искусству, на основе постоянства пропорций. В 432 г. до н.э. сикионский скульптор Поликлет в своем сочинении о соразмерности частей человеческого тела установил новые пропорцио­нальные членения человеческой фигуры и впервые разрешил проблему показа внутренней подвижности стоящей фигуры с упором на ногу. Изображение человека стало реальным, естественным и жизненным. Для иллюстрации своей теории Поликлет вылепил статую Дорифора - (копье­носца), ставшую учебником искусства, воплотившую систему пропорций идеально красивого человеческого тела. Статуя получила название канона (образца), где единицей измерения стала голова, которая в общей длине тела укладывалась 8 раз. С этой скульптуры делали рисунки все обучающиеся изобразительному искусству.

 

О методахобучения художников этой эпохи мы узнаем из теоретических трудов Плиния, Павзания, Витрувия и др., живших позднее, а также на основе изучения сохранившихся скульптур, вазовых росписей, копий с античных произведений. Сохранились и воспоминания о выдающихся художниках Древней Греции.

Греческие художники стремились к реальности изображения, доходя до иллюзорности, хотя источником знаний являлась натура. Перво­степенную роль в рисунке играла линия, а это можно было сделать только в результате многолетней школьной выучки.

К IV веку до н.э. в Греции существовало уже несколько прославлен­ных школ рисунка: сикионская, эфесская и фиванская. Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и законах природы, где ри­сунок был положен в основу обучения изобразительному искусству. Из этой школы вышли такие прославленные художни­ки, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

После Эвпомпа главой школы стал Памфил, большой знаток математики и геометрии, считавший, что геометрия помогает развитию пространственного мышления и процесса изображения на плоскости. На дверях школы было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии».

Продолжателем дела Памфила был его ученик Апеллес (356-5С8 г.г. до н.э.), самая крупная фигура сикионской школы. О педагогической деятельности Апеллеса известно, что обучение он на­чинал с технологических и технических процессов. Ученики растирали краски, знакомились с техникой работы, основательно изучали рисунок. Апеллеc предъявлял высокие требования не только к ученикам, но и к себе. Будучи художником широкого диапазона, он писал исторические картины, портреты и натюрморты, обладал феноменальной памятью.

Обучаясь рисованию с натуры, греческие художники внимательно изучали анатомию (даже на трупах и на преступниках).

Рисовали в Греции на деревянных буковых дощечках, покрытых вос­ком заостренными металлическими или костяными палочками (стилусами), кистью и краской на досках, загрунтованных специальным левкасом белого цвета. Дощечки использовались для набросков, эскизов, уточнен­ный рисунок переносился на папирус, стену, вазу и т.д. Рисовальные материалы: уголь, грифель, земляные краски. Художественная школа древнего мира была частной мастерской-студией с ограниченным приемом. Ученики являлись помощниками художника, его подмастерьями.

Эпоха античной Греции была самой блестящей эпохой в истории развития изобразительного искусства древнего мира. Главный принцип софистов «Человек - мера всех вещей» лег в основу всего искусства Древней Греции. Античная культура заложила основы для дальнейшего развития нау­ки и искусства. Но особенно велика роль античной культуры в становлении и развитии академической системы обучения рисунку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: