Функции, методы и формы государственного управления

Функции государственного управления претерпели существенные изменения. Сужены функции планирования, материально-технического снабжения, однако появились новые функции, в области безработицы, приватизации предприятий, осуществлением антимонопольных функций.

Основными функциями государственного управления являются:

1. Государственное регулирование.

2. Государственный контроль.

3. Координация.

4. Прогнозирование.

Государственное регулирование выражается в установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий.

Субъектами государственного регулирования являются органы исполнительной и законодательной властей.

Правовыми формами государственного регулирования выступают законы, подзаконные и судебные акты. Инструментами государственного регулирования являются налоги, государственные заказы, таможенные пошлины, стандарты и т.д.

Содержание функции государственного регулирования включает:

1. Нормативное регулирование (путем установления общих правил).

2. Их оперативную корректировку в зависимости от меняющихся условий.

3. Контроль за исполнением правовых норм.

4. Государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений.

5. Определение приоритетов в структурной политике.

6. Координацию и определение общих направлений их деятельности.

7. Содействие ее успешному осуществлению.

8. Государственные контракты.

9. Лицензирование.

10. Регистрация и т.д..

Государственное регулирование предполагает вмешательство государственных органов в их производственную и хозяйственную деятельность коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных законодательством, и направлено на создание благоприятных экономических, правовых, организационных условий деятельности этих предприятий.

Государственное регулирование охватывает экономические и социально-культурные сферы.

Государственный контроль – это функция, тесно связанная с обеспечением дисциплины и законности государственного регулирования.

Сущность государственного контроля выражается в следующем:

1. В наблюдении за функционированием соответствующих подконтрольных объектов.

2. В получении достоверной и объективной информации о состоянии законности и дисциплины на нем.

3. В принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины.

4. В выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям.

5. В принятии мер по привлечению к ответственности тех лиц, которые виновны в нарушении законности и дисциплины.

В зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют:

- Общий контроль – предполагает обследование комплекса вопросов на подконтрольном объекте.

- Специальный контроль – предполагает обследование по четко определенным вопросам.

В зависимости от стадий проведения различают:

Предварительный контроль всегда осуществляется до начала работ и состоит в предупреждении и профилактике нарушений.

Текущий – осуществляется в процессе выполнения работ и заключается в выяснении состояния законности и дисциплины, в вынесении оценки правильности совершаемых действий объектами контроля.

Заключительный – осуществляется всегда после проведения работ и заключается в проверке реального исполнения соответствующих решений и предписаний органов власти.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют:

1. Контроль Президента РФ.

2. Контроль органов законодательной власти.

3. Контроль органов судебной власти.

4. Контроль органов исполнительной власти.

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных ими участках работ.

Различают следующие виды контроля органов исполнительной власти:

1. Общий контроль – это контроль, осуществляемый органами исполнительной власти общей компетенции.

2. Ведомственный контроль – осуществляется органами исполнительной власти отраслевой компетенции и в некоторых случаях органами исполнительной власти межотраслевой компетенции.

3. Надведомственный контроль осуществляется органами исполнительной власти межотраслевой компетенции и в некоторых случаях - органами отраслевой компетенции. Данные органы контролируют деятельность организаций по специальным вопросам.

Разновидностями контроля являются:

- Проверка исполнения;

- Надзор.

Проверка исполнения – это составная часть контроля, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона. Проверка исполнения является элементом повседневной оперативной управленческой деятельности.

Надзорная деятельность, в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на:

1. Общий надзор, связанный с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления.

2. Административный надзор – заключается в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления различных социальных норм, общеобязательных правил.

Основное отличие контроля от надзора заключается в следующем:

1. Органы контроля осуществляют свои функции в основном в отношении тех объектов, которые организационно не подчинены. Органы надзора осуществляют свои функции, в основном, в отношении организационно не подчиненных объектов.

2. Органы контроля в основном занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольного объекта. Органы надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах.

3. В процессе контроля применяются меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц. В процессе административного надзора – меры административного воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: