Приложение 1
Таблица
Учебные тропы природы
Типы учебных троп природы:
- прогулочно-познавательная,
- туристско-познавательная,
- учебная экологическая
И также можно выделить промежуточный тип тропы (между туристско-познавательной и учебной экологической) эколого-туристскую тропу.
(См. схему)
Дадим краткую характеристику тропам природы по таблице.
Типы учебных троп (по А.В. Доброву, В.П. Чижовой, 1976; А.Н. Квитову, Л.Е. Куприной, 1997)
Тип тропы | Оборудование | Назначение | Протяженность, продолжительн. (экскурсии) | Место прохождения маршрута |
Прогулочно-познавательная | Указательные знаки, информационные щиты, беседки и игровые площадки | Просветительное: - знакомство с вопросом взаимоотношения хоз-ной деят-ти на ПК, природоохранных мероприятий | 4-8 км, 3-4 часа | Вблизи городов и курортных центров, турбаз, в черте города: скверы, парки. |
Познавательно-туристская | Промаркирована на местности, достаточно большое количество информационных щитов. Снабжена буклетами-путеводителями. Санитарно-техническое и инженерно-техническое оборудован. | Комплексное: - знакомство с окружающей природой, памятниками природы и культуры; - наблюдение и оценка антропоген. воздействия на ПК; - закрепление поведенческих экологических умений. | - От нескольких десятков до нескольких сотен км. - Маршруты ПХД: 20-30 км с местом для Ночлега. | - В зонгах активного отдыха с малой плотностью населения; вблизи заповедников и нац. парков. - В начале туристских маршрутов или по всей их протяженности. |
Учебная экологическая | Указательные знаки. Информационные щиты. Сочетание тропы с учебным кабинетом природы. Снабжена буклетами-путеводителями. | Комплексное: - изучение объектов и явлений природы; - знакомство с культурой природопользования и развитие навыков изучения и оценки степени антропогенного воздействия на ПК; - воспитание экологической этики. Узкоспециализированное. | Около 2 км. 30-40 мин. – до 3 часов. | В зонах городских рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи нас.п. На пришкольном участке, в зоне детского оздоровительного лагеря. |
Эколого-туристская | Маркировка тропы, установка отдельных информац. щитов, оборудование беседок, кострищ, изготовление спорт. карт в пределах маршрута тропы; оборудование гидролог. постов и др. «точек» | Учебно-познават. и пропагандист.: - формир. навыков и умений исследоват. деят-ти; навыков рекреац. природопольз\- проведение массовых мероприятий: слетов, соревнований; - полигон для спортивн. экологического ориентирования; - место отдыха и оздоровления; - полигон для подготовки туркадров. | От 3 до 10-12 км. От 30-45 мин до 3-4 часов. | В начале туристских маршрутов, около турбаз зеленой зоны. |
Рис.1. Организация работы учащихся по созданию учебной экологической тропы
Более подробно остановимся на рассмотрении учебной экологической тропе - комплексном средстве экологического образования и воспитания:..
- организация работы по ее созданию
- формы работы на учебной экологической тропе
- документы (паспорт)
- типы текстов информационных щитов
Рис. 2. Формы работы учащихся на учебной экологической тропе
ЗАДАНИЕ студентам:
За пять-десять минут на листе А-4 сделайте эскиз плаката (лозунга, листовки) или запрещающего знака, отражающего экологические нормы туристского природопользования. Материал и средства для творчества – приготовлены.
Анализ и обсуждение работ.
ВЫВОДЫ:
Требования к созданию учебной экологической тропы:
а) маршрут тропы должен соответствовать ее назначению учитывать условия данной местности;
б) тропа должна быть расположена в местности, доступной в транспортном отношении, хорошо посещаемой местным населением;
в) маршрут прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети;
г) тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические и познавательные потребности;
д) тропа должна нести информацию: познавательную (натуральные объекты: виды растений и животных, формы рельефа, почвы, горные породы и другие элементы живой и неживой природы); просветительную (элементы антропогенного ландшафта) и предписывающую (лозунги, призывы, правила, указатели, помещенные на щитах и знаках);
е) маршрут не должен превышать 2—3 километров. Маршруты учебной экологической тропы по своей структуре
подразделяются на: кольцевой, радиально-кольцевой, линейный и линейно-радиальный (приложение 4). Но иногда на одной и той же территории могут сочетаться все виды маршрутов, что позволяет использовать тропу в разнообразных целях.
Местонахождение:_______________________________________________________________________________________________________________________________ Проезд________________________________________________________
Далее пешком___________________________________________________
Землепользователь:____________________________________________________
Наличие постановления органов власти о создании экологической тропы:_______________________________________________________________
Назначение экологической тропы: (просвещение, обучение, воспитание по вопросам окружающей среды) _________________________________________
Краткое описание границ маршрута: (указать азимуты, ориентиры на местности и расстояние между ними по всей длине тропы)____________________________________________________________________________________________________________________________ Исторические сведения об окружающей природной среде: описание экскурсионных объектов на маршруте ____________________________________________________________
Режим пользования: отдых с ограниченным разведением костров, учебные исследования, экскурсии. Запрещается заезд автомашин и т.д..______________________________________________________________
Необходимые мероприятия: укрепление дорожно-тропиночного полотна, оборудование щитов и знаков и.д._____________________________ __________________________________________________________________________________________________.
Шефствующие учреждения:________________________________________