Экономические методы управления в спортивном менеджменте

Понятие и классификация методов управления в спортивном менеджменте

Методы управления в спортивном менеджменте

Лекция 7

Содержание темы:

1. Понятие и классификация методов управления в спор­тивном менеджменте.

2. Экономические методы управления.

3. Организационно-административные методы управления.

4. Социально-психологические методы управления.

5. Выбор методов управления.

Понятие "метод" универсально. Этим словом обозначают прием или совокупность приемов в какой-либо области человеческой деятельности, способ достижения цели. В теории управления социаль­но-экономическими процессами методы управления определяют как способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на подчиненных.

Метод управления является специфическим способом осуществ­ления функций спортивного менеджмента и решения управленчес­ких задач. Метод управления физической культурой и спортом можно определить как способ целенаправленного воздействия руководителя спортивной организации на подчиненных и осуществления контроля за их деятельностью.

Большинство исследователей менеджмента пришло к мнению, что по содержанию следует различать три группы методов управления: 1) экономические; 2) организационно-распорядительные (админис­тративные); и 3) социально-психологические. Основанием этой груп­пировки является способ воздействия на личность и коллектив орга­низации в целом. Таких способов три.

Материальная мотивация включает воздействие на личность и кол­лектив через материальные интересы с помощью материального сти­мулирования.

Властная мотивация, властное воздействие базируются на прису­щих системе управления физической культурой и спортом отношени­ях власти и подчинения. Воздействие здесь осуществляется организа­ционно-административными методами с целью воспитания осознан­ной необходимости соблюдения определенного порядка и дисципли­ны труда.

Социальная мотивация основывается на воздействии через мораль­ные интересы с помощью педагогических и социально-психологи­ческих методов.

Материальная, властная и социальная мотивации взаимодействуют, образуя единую систему воздействия. Обобщение опыта отраслевого управления физической культурой и спортом позволяет сделать вывод о целесообразности выделения наряду с перечисленными группами еще и комплексных методов управления.

Экономические методы управления физической культурой и спор­том представляют собой способы эффективного использования рыноч­ных отношений для физического совершенствования населения, про­изводства и предоставления ему физкультурно-спортивных услуг. Ком­плекс экономических методов в спортивном менеджменте опирается на всю систему рыночных отношений - спрос на физкультурно-спортивные услуги и товары, ценообразование на них, систему финансирова­ния и т.д. Рассмотрим содержание некоторых экономических методов.

Метод дифференцирования заработной платы работникам органи­заций физкультурно-спортивной направленности в зависимости от эффективности их труда. Материальная мотивация в этом методе осу­ществляется на основе Единой тарифной сетки и нормативов оплаты труда за одного занимающегося, премирования физкультурных работников и спортсменов, вручения им ценных призов. Так, на осно­ве Единой тарифной сетки тренерам-преподавателям по спорту присваивается с 6-го по 12-й разряд по оплате труда, старшим трене­рам – с 9-го по 14-й разряд. Спортсменам-инструкторам присваивает­ся 6-17-й разряды по оплате труда.

Нормативно-экономический метод управления заключается в уста­новлении нормативов финансовых расходов на различные виды спор­тивной работы, утверждении табеля обеспечения спортсменов одеж­дой, обувью и др. Норматив представляет собой количество денежных средств, трудовых или материально-технических ресурсов на одного занимающегося физическими упражнениями и спортом или на еди­ницу времени. В зависимости от специфики объектов нормирования можно выделить нормативы финансовые, материальные, трудовые, численности работников государственных физкультурных учреждений, обеспеченности спортивными сооружениями в расчете на 10 тыс. на­селения. Экономические нормативы – эффективный метод управле­ния в физкультурных организациях.

Метод прямого целевого финансирования: а) спортивных соору­жений, центров спортивной подготовки и государственных физкультурно-спортивных организаций федерального значения; б) научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта в соответствии с федеральной программой; в) подготовки и выступ­ления (включая научно-медицинское обеспечение) в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд Рос­сии.

Существенное место в экономическом механизме спортивного ме­неджмента занимают коммерческий расчет, методы расчета цены на физкультурно-спортивные услуги, товары и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: