Литература
Лекция 1. Анимация как вид деятельности. Функции туристской анимации
Принят на заседании кафедры технологий сервиса и туризма 31.08.10 протокол № 1
Конспект лекций разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины ДС.02.02 Анимационный сервис по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм
Абакан
Конспект лекций
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине
ДС.02.02 Анимационный сервис
Социально-культурный сервис и туризм
Институт технологий сервиса и дизайна
Министерство образования и науки Российской Федерации
Резюме по теме
Вопросы для повторения
1. Какое значение имеют супы в питании?
2. По каким признакам классифицируются супы?
3. Дайте характеристику и опишите технологию приготовления отдельных групп супов.
4. Какие требования предъявляются к качеству и хранению супов различных групп?
|
|
Рассмотрено значение в питании и классификация супов. Приведена технология и описаны требования к качеству и хранению супов различных групп.
ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
(на правах рукописи)
2. Разработчик:
Моруденко Юлия Ивановна, старший преподаватель кафедры технологий сервиса и туризма
Зав.кафедрой технологий сервиса и туризма Хортова Марина Викторовна
Понятия: анимация, анимационная технология. Цели и задачи. Типы и функции анимации. Анализ зарубежного и отечественного сектора развлечений и анимации.
- Гальперина Т. И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации: Учебно-методическое пособие. -М.: РИБ «Турист», 2004.
- Гаранин Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004.
- Курило Л.В. Теория и практика аниации.- М.: Советский спорт, 2006
- Приезжева Е. М. Социально-культурная анимация в туризме: Учебно-методическое пособие. - М.: РИБ «Турист», 2003.
В последнее время все больше туристских и гостиничных предприятий стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация.
Слово это довольно быстро прижилось в кругах специалистов туристского профиля. Аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно -курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире.
Термина «анимация» (от лат.) «оживлять, воодушевлять, одухотворять» впервые появился в начале 20 века во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.
|
|
К концу 20 века культурная анимация представляла уже самостоятельное направление в сфере культурного досуга.
Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.
Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно -оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий.
Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие " анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.
Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.
Анимационная деятельность имеет свои характерные черты:
-осуществляется в свободное время;
- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и социальных групп;
-обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
-характеризуется многообразием видов на базе различных интересов молодежи, взрослых и детей;
-носит развивающий, оздоровительный, культурологический и воспитательный характер.
Однако интересно, что одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:
- возраста участников или зрителей;
- уровня образованности;
- пола;
- этнической принадлежности;
- настроения на момент реализации данной программы и т.д.
Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы. Кроме того, необходимо укрепление материально-технической базы анимационных служб на туристских предприятиях.
Для того чтобы анимационные программы были действительно интересными, необходимо их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.
В настоящее время рынок туристских услуг пополняется большим количеством не только экскурсионных, но и анимационных программ. Некоторые мировые туристские маршруты пользуются наибольшей популярностью именно благодаря зрелищным мероприятиям. Например, карнавал в Рио-де-Жанейро (Бразилия), коррида (Испания), встреча Санта-Клауса (Финляндия). То есть формируется новый вид туризма - зрелищный туризм, который имеет свою специфику, внутреннее содержание, своих потребителей.
Типология анимационных занятий
Тип анимационных программ | Форма анимационной деятельности |
Спортивно-оздоровительная Туристско-оздоровительная Познавательно-экскурсионная Обучающая Любительская Зрелищно-развлекательная Комплексная | Спортивные соревнования, эстафета, спартакиада Поход, слет, туристские соревнования Экскурсия, лекция, беседа, диспут, краеведческие чтения, викторина, литературно-художественная гостиная, состязания знатоков и пр. Праздник, конкурс, фестиваль, карнавал, тематические дни, ярмарка, дискотека и др. Комбинированная экскурсия, праздник-путешествие, поход выходного дня и т.д. |
Экономический и социальный эффект от тураниматорской и рекреационной деятельности включает в себя:
|
|
1. Экономию рабочего времени и снижение затрат на медицинское обслуживание за счет сокращения пребывания в больнице и поликлинике.
2. Сокращение временной нетрудоспособности за счет профилактики заболеваемости.
3. Возрастание объема производства и национального дохода за счет:
• увеличения производительности труда;
• снижения смертности в трудоспособном возрасте.
Предприятия различных видов развлечений, отдыха и культуры разделяются условно на три группы.
Первая группа: театры и студии, кинотеатры всех видов и рангов, музыкальное обслуживание и оркестры, танцевальные залы, студии, музыкальные автоматы в местах общественного пользования.
Вторая группа: предприятия, организующие активный отдых для населения, – плавательные бассейны, роликовые и ледяные катки, тиры, школы верховой езды, клубы игры в гольф, бейсбольные и футбольные клубы, площадки для игры в кегельбан, парки отдыха, прокатные станции лодок и каноэ, пляжи, стадионы, легкоатлетические поля и т. д. и т.п.
Третья группа: всякого рода азартные игры.
Рассматривая анимационный процесс с точки зрения системного подхода как процесс удовлетворения специфических потребностей человека в общении, движении, культуре, творчестве, развлечении и приятном времяпрепровождении, мы можем выделить несколько видов анимации:
• анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении в сочетании с приятными переживаниями;
|
|
• анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;
• анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми интересными людьми, обмен жизненным опытом, в открытии внутреннего мира людей и познание себя через общение;
• анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой;
• культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно - историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
• творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.
Проведение праздника «День Нептуна» летом, строительство снежной крепости, лучшей ледовой скульптуры, игры в снежки зимой, «Рыцарский турнир», «Гладиаторские бои», проведение экстремальных игр «Последний герой», «Необитаемый остров» — все это важные направления анимационной деятельности в туризме. Стать искателем приключений, превратить свою жизнь на время отпуска в яркую, насыщенную событиями, наполненную остроумными шутками, весельем и оптимизмом — главная задача туристских фирм и анимационных команд.
Туристам не придется скучать, если на протяжении всего маршрута их ждут разнообразные развлекательные программы, игры, аттракционы, концерты, викторины и тематические вечера, сюрпризы и необычайные встречи.
В любом российском городе в программу обслуживания можно включить посещение русской избы, стилизованной под старину, отражающей быт и традиции русского народа. На тройках с бубенцами — отвезти туристов к избе, где они увидят театрализованное представление: «древние мастера» в русских национальных нарядах ткут ковры на ткацком станке; плетут корзины, лукошки, лапти; вырезают ложки, плошки; исполняются русские народные песни и танцы.
Также можно подготовить анимационную программу и туристы примут участие в обрядовом празднике «Русского каравая». На поляне расставлены деревянные лавки и столы. В центре — русская печь, которая топится дровами. Звучит гармонь, балалайка, народные песни создают особый колорит. Девушки в нарядных сарафанах с кокошниками приветствуют гостей, встречают хлебом-солью. Туристы готовят пироги, бублики, пряники, караваи, пробуют горячую сдобу, получают в подарок книги с рецептами приготовления русских народных блюд.
Не менее интересно принять участие в «Турнире богатырей», где произойдет встреча с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Для этого возводится крепость, создается старинная атмосфера, происходит театральное представление: скачки на лошадях, метание копья, стрельба из лука, подъем тяжестей, сражение на мечах, прохождение импровизированной средневековой полосы препятствий, проявление смекалки и находчивости. Каждое новое состязание ставит участника перед выбором: сойти с дистанции или продолжить борьбу за звание «Богатырь земли русской».
Самыми яркими и запоминающимися событиями во время туристских поездок и путешествий, как правило, становятся масштабные театрализованные представления, которые надолго захватывают внимание туристов
К таким грандиозным, ни с чем не сравнимым, театрализованным представлениям, относится карнавал в Рио-де-Жанейро.
Венецианский карнавал, и карнавал в Кельне.
пивной карнавал в Мюнхене - " Октоберфест". На этом карнавале ежегодно 6 млн. гостей выпивают около 5 млн. литров пива.
Карнавал в Ульме имеет название "Германское шутовское кольцо". До 14 тысяч участников в экзотических костюмах собираются на него со всего юго-востока страны.
Романтическая мирная Швейцария предлагает туристам действо с жутким названием "Карнавал чудовищ".
В штате Иллинойс проводится парад домашних животных. Более тысячи детей, одетых в маскарадные костюмы, несут на руках своих кошечек, собачек, хомячков и других домашних любимцев. Зрителей на этом карнавале собирается до ста тысяч.
Штат Луизиана раз в год вспоминает свое пиратское прошлое, когда корабли местных корсаров бороздили воды озер и заливов. Карнавал "Дни контрабандистов" вызывает всеобщий энтузиазм. Во всем мире популярны праздники цветов.
Самый знаменитый цветочный карнавал - в Ницце, менее известный, но не менее интересный Цветочный карнавал в венгерском Дебрецене, а вот в Новой Зеландии настолько любят нарциссы, что организуют торжество исключительно ради этих цветов.
В Испании очень привлекательными для туристов являются театрализованные программы, показывающие фрагменты из истории средневековой Испании, рыцарские бои, и, конечно же, испанская коррида –
Есть в Испании еще одно зрелище, которое только условно можно назвать развлекательным, в большей степени его можно отнести к экстремальным видам спорта или туризма. Это праздник святого Фермина в Памплоне (Севилья). В это день весь город, все подростки и взрослые, местные и туристы, - все бегут впереди быков, отмахиваясь от них в лучшем случае лишь свернутой в трубочку газетой. Чаще всего быки поднимают на рога иностранцев, но тем не менее желающих принять участие в этом действе всегда очень много.
В канун Нового года множество туристов спешит в Финляндию, чтобы встретить Санта Клауса в самом начале его праздничного пути по всему миру. Это мероприятие обставляется настолько красиво и зрелищно, что всегда привлекает огромное число туристов со всех уголков земного шара.
Карнавальное шествие на праздновании 850-летия Москвы по масштабам, фантазии, яркости можно смело ставить рядом с бразильскими карнавальными колоннами. Несколько часов продолжалось шествие на темы из истории Москвы и России. А в это время на Манежной площади шла программа "Московский балаган", посвященная русским традициям.
В августе 2000 года в Москве на ВВЦ прошел Международный карнавал для детей и взрослых - Карнавальная страна, в которой были самые разные города: Вкусный, Веселый, Виртуальный, Город-цирк, Город Кукол.
Очень важны для анимационных зрелищных театрализованных программ привлечение и активизация зрителей, что является средством приобщения их к культурным традициям, к истории страны, к постижению ее своеобразия, то есть к тому, ради чего многие туристы посещают различные страны мира.