Формирование механизма инновационной деятельности крупных компаний

Стимулирование инновационного риска. В большинстве крупных компаний системы материальных стимулов направлены на предупреждение всевозможных производственных рисков. В тоже время инновационная деятельность по своей сущности непосредственно связана с рисками, которые предопределяют дальнейшую стратегию развития любой крупной фирмы. И только те крупные компании, которые способны распознавать инициативных и предприимчивых людей и стимулировать их деятельность, эффективны в своем развитии.

Административные барьеры. Общеизвестно, что чем крупнее компания или фирма, тем больше исполнительский административный аппарат. При этом зачастую, личные интересы бюрократии крупных фирм в их экономическом и политическом престиже превалируют над интересами стимулирующими инновационную деятельность.

Учет издержек и статистической отчетности. Малые предпринимательские фирмы незначительное время уделяют своей бухгалтерской отчетности, а больше концентрируют внимания связям с внешней средой и конкуренции на рынке. Крупные же фирмы тратят на учет всех прямых и косвенных издержек, накладных расходов, затрат на обслуживание и расходов на сверхурочные работы, значительно больше времени и средств.

Фактор ограниченности времени. Огромная статистическая отчетность о непрерывных финансовых и производственных потоках ограничивают творческую активность менеджеров всех уровней управления.

Восприимчивость к инициативным предложениям. Руководство крупных компаний, в силу своей вышеотмеченной функциональной загруженности, не имеет достаточного времени и для реагирования на инициативные предложения, а следовательно и лиц, предлагавших их. Зачастую такие предприимчивые лица характеризуются как нарушители спокойствия или источники неприятностей. В тоже время общеизвестно, что только достижения таких людей позволило человеку вступить на луну и построить суперкомпъютер.

Функциональные обязанности администрации. Администрация крупных компаний, исходя из своих функциональных обязанностей и месторасположения штаба управления компании, не всегда информирована о процессах происходящих как на производстве, так и во внешней среде. Отсутствие эффективной обратной связи между восприятием рисков и осведомленностью и целесообразностью в принятии управленческих решений, препятствует концентрации внимания руководства на внедрение приоритетных технологических инновации. В большей степени, внимание администрации сконцентрировано на опросах обеспечения спроса и финансовой устойчивости, присоединению или поглощению предприятий. Проблемы применения администрацией такой политики проявляются в средне- и долгосрочной перспективе.

Особенности инновационной деятельности крупных компаний

Крупный бизнес функционирую в организационно-экономических условиях значительно отличающимися от режима деятельности малых и средних компаний. Прежде всего, такие предприятия являются, зачастую, градообразующими. Как следствие, в производственной деятельности они нацелены на объемные показатели с большим количеством занятого персонала на производстве. Такие компания характеризуются как механические и стандартизированным набором выполняемых функций, а так же минимальной инициативной предприимчивостью. При этом факторами предопределяющими инновационную активность являются:

Анализ проведенных выше проблем внедрения новаторства на крупных фирмах и компаниях показывает, что конкурентная борьба за выживание на рынке предопределила необходимость в постоянном их обучении и совершенствовании, механизм которого приведен ниже.

Интуитивное предвидение развития рынка. Инновационная деятельность имеет место на крупных предприятиях благодаря тому, что их высшее руководство осознает ценность нововведений и создает соответствующие систему приоритетов и ценностей. К примеру, основатель компании Sony Macapy Ибука установил среди сотрудников компании такие основные приоритеты и ценности как быть «свободным, динамичным и приятным для работы на предприятии». Приоритетами предусматривалось создание сотрудникам условий для развитии своих технологических навыков, а следовательно самоотдачи в результативности компании. При этом М. Ибука и председатель правления Sonу Акио Морита, использовали неординарные методы формирования кадровой политики на фирме. Они приглашали на должность топ-менеджеров профессионалов, владеющих нетрадиционными для компании знаниями, например, оперных певцов, повышали по службе молодых специалистов, а не их более возрастных коллег, разрабатывали новые типы жилья для своих работников и назначали большие вознаграждения за выдающиеся технические достижения.

Ориентация на спрос. Инноваторские организации свою производственную деятельность координируют с практическими реалиями рынка. Несмотря на то, что каждая крупная компания в своей производственной деятельности использует методы, адаптированные к функционирующей стратегии, в реальной практике всегда присутствуют такие элементы, как строгая ориентация на рынок со стороны высшего руководства компании и механизмы обеспечения взаимодействий технических и маркетинговых служб на нижних уровнях. Так, компания Sony вновь нанятых технических специалистов обязательно направляет на стажировку в розничные магазины. На производстве они знакомятся с практикой розничной торговли. Приобретают навыки приоритетов торговли, как фактора успехов фирмы. И самое главное, они узнают какой внешний спрос исходит от покупателя, а следовательно, что необходимо поставлять на рынок. Такая методология адаптации молодых специалистов координирует их деятельность в соответствии с идеологией фирмы.

Параллельность проведения инновационных исследований. Риски и неопределенность в инновационной деятельности предопределяют параллельность нескольких разрабатываемых технических подходов по изучаемой проблеме. Исторический анализ показывает, что развитие инновационной деятельности в одной сфере, сопровождалось возникновением открытий в другой отрасли. Так, микрокомпьютер появился благодаря тому, что Тед Хофф из Intel, работая над сложным калькулятором, в свое время занимался принципами архитектуры PDP8 корпорации Digital Equipment.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: