Формирование правильного произношения звуков

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи

Понятие «звуковая культура речи» включает произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), двигательные средства выразительности (мимика, жесты), элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Задачи по воспитанию звуковой культуры речи:

1. Формирование правильного произношения звуков.

2. Выработка дикции.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи.

5. Формирование темпа речи и качеств голоса.

6. Воспитание выразительности речи.

7. Воспитание культуры речевого общения.

8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.

Рассмотрим содержание работы по каждой из поставленных задач.

Для четкого произношения звука необходимы правильное положение и движение органов речи (артикуляция). Задача взрослого — развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать в глубь рта и т. д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т. д.), регуляцию движений нижней челюсти.

Работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Ее следует проводить со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

Для детей с дефектами речи создана логопедическая система постановки и закрепления звуков. Она неприемлема к нормально развивающимся детям. Поэтому воспитателю нужно критически относиться к буквальному перенесению в свою практику системы упражнений по звукопроизношению из логопедических сборников.

Установлена последовательность работы, которая опирается на возрастную последовательность овладения ребенком звуками (в онтогенезе): в младшей группе: гласные и, ы, у, э, о, а; затем губно-губные м, п, б; далее губно-зубные в, ф; переднеязычные н, д, т, з, с; заднеязычные к, г, х; йотированные je, jy, ja, jo. В средней группе основное внимание уделяется отработке переднеязычных нёбно-зубных ш, ж, щ, ч, р и зубного л. В старшем возрасте основное содержание работы сводится к дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш - с, ч - ц), звонких и глухих (в - ф, ж - ш), твердых и мягких (д - дь, л - ль). Детей знакомят с различительными особенностями этих звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

В старших группах, где преобладают иные задачи, комплексное занятие по звуковой культуре речи может включать, помимо артикуляционных и дикционных упражнений, дидактические рассказы и игры, особенно на развитие фонематического слуха детей.

В этих группах необходимы индивидуальные дополнительные занятия с теми детьми, которые имеют недостатки звукопроизношения. Целесообразно для индивидуальных занятий объединять детей (внутри одной группы), имеющих общие недостатки в звукопроизношении. Занятия проводят 2—3 раза в неделю в удобное для воспитателя время. К работе по исправлению дефектов речи у детей педагогу следует привлекать и родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: