Теоретические основы педагогики

Профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

· современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

· во многих странах создана система непрерывного образования человека;

· она включает в себя все звенья – от дошкольного учреждения до профессио­нальной подготовки и курсов повышения квалификации.

Рисунок 1. Значение термина «педагогика»

Таблица 1.

Дефиниции термина «педагогика»

Педагогика – это искусство – утверждают одни Педагогика – это наука – настаивают другие Педагогика – это наука, и искусство, и технология – считают третьи
...Ни политика, ни меди­цина, ни педагогика не могут быть названы на­уками... а только искус­ствами... ...Искусство, конечно, может иметь свою тео­рию; но теория искусст­ва – не наука; теория не излагает законов суще­ствующих уже явлений и отношений, но предпи­сывает правила для практической деятельно­сти... К.Д. Ушинский Лишь идея, а не техника и не талант, может быть со­общена одним лицом дру­гому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существо­вать педагогика. П. П. Блонский Педагогика – прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследую­щая не то, что есть, а то, как необходимо посту­пать. Это наука «об искус­стве деятельности». СИ. Гессен Полное и систематичес­кое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называет­ся наукою воспитания или педагогикою; упот­ребление же теории вос­питания на самом деле составляет педагогичес­кое искусство. А. Г. Ободовский Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, техноло­гией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала. В.П. Беспалько

Сегодня активно развиваются следующие отрасли – педагогика высшей шко­лы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педа­гогика и т. д. [1, С. 10 – 14,]

2. Общие представления о педагогике как науке: объект, предмет и функции педагогики. На взгляд ученых, на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существует три концепции:

· Педагогика – междисциплинарная область человеческого знания.Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку.

· Педагогика – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредственном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

· Педагогика – относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на получение и теоретическое обобщение объективных законов природы и общества, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых законов [7, с.155].

Наука – сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа имеющая целью получение знаний [4, с.8-9].

Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию личности ребенка. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.

Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциальной структурой.

Предмет педагогики – это образование рассматриваемый как целостный педагогический процесс, организуемый в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Таблица 2.

Дефиниции термина «объект педагогики» и «предмет педагогики»

Объект педагогики Предмет педагогики
В.В. Краевский, с.8-9
область действительности, которую исследует данная наука способ видения объекта с позиций этой науки
Сластенин В.А.
педагогический факт (явление) образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах
[Н.В. Бодовская, с. 20].
  педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в тех или иных педагогических систем

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

- объяснительном или описательном – выявление передового и новаторского педагогического опыта;

- диагностическом – изучение состояния педагогических яв­лений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

- прогностическом – экспериментальные исследования педаго­гической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

- проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учеб­ных планов, программ, учебников и учебных пособий, педа­гогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В.В.Краевский) план педаго­гической деятельности, ее содержание и характер;

- преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

- рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обуче­ния и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности. [9, С. 74-77].

3. Категориальный аппарат педагогики. Категория означает суждение, определение. К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Не зря употребление слов «категорический», «категоричный» всегда связывается с представлением о решительности и безусловности кого-либо и чего либо. Педагогика как наука тоже имеет ивой категории, отличающие ее от других наук.

Таблица 3.

Система основных педагогических категорий по В.С. Безруковой

Развитие
Воспитание Образование обучение Само= воспитание Само= образование Само= обучение
Воспитательные отношения

Развитие – приобретение новых качеств, освоение новых ролей и функций индивидом, образовательным институтом, учреждением, образовательной системой в целом [2, с.51].

Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса [9, с.86].

Воспитание – целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализация его задатков и внутренних резервов; процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными институтами общества [2, с.15].

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, результатом которого выступают усвоение индивидом систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, достижение гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [7, С.33].

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства [3].

Образование (аналогично немецкому “bildung”) происходит от слова «образ». Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность) [9, С.78].

Образование – процесс и результат становления «образа» человека, т.е. его личности на базе усвоения культуры, и накопленных человечеством опыта, знаний о природе, обществе, человеке и его деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование) [2, С.21].

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности [9, С.86].

Обучение – систематическое развитие обучаемых в рамках образовательных институтов путем вооружения знаниями, выработки умений, навыков, способов деятельности, а также развитие способностей и личностных качеств на основе заранее разработанных и утвержденных программ и в результате собственной активной деятельности [2, С.22].

Самовоспитание – целенаправленный, сознательный процесс совершенствования нравственных, интеллектуальных и физических качеств самой личности и преодоление ею имеющихся недостатков в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны этой личности [7, С.95].

Самовоспитание – целенаправленное управление своим развитием, процесс самосовершенствования личности, основанный на стремлении к самореализации [7, С. 94].

Смовоспитание – это самосовершенствование человека, духовное очищение, самостоятельное приобщение к нравственным ценностям, накопленным цивилизацией за тысячелетия ее существование [4, с. 31].

Самообразование – форма учебной деятельности, построенная на самостоятельном (вне стен образовательного учреждения) изучении кого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалистов (или без этого [5, с. 109].

Самообразование – это, во-первых, самообучение, т.е. обучение самого себя –самостоятельное познание; во-вторых, самообразование – это также и самовоспитание [4, с.31].

Смообразование – осуществляемая человеком образовательная деятельность, которая:

- осуществляется добровольно, т.е.по доброй воли самого человека;

- управляется самим человеком;

- необходима для совершенствования каких-либо качеств человека или приобретения навыков, и сам человек это знает.

Роль самообразования важна в познании и понимании человеком самого себя, осознании своих сильных и слабых сторон, выстраивании своей карьеры.

Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Воспитательные отношения – разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

4. Связь педагогики с другими науками. Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки (диалек­тический и исторический материализм, науковедение, соци­ология, этика, эстетика и другие) помогают педагогике оп­ределить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие закономерностей человеческого бытия и мышления. Наиболее тес­ные и непосредственные связи у педагогики с физиологией и психологией.

В настоящее время оформились как самостоятельные научные дисциплины философия образования, философия воспита­ния, философия культуры, философия истории, философия науки, философия права, которые органично дополняют перечень наук о человеке и предоставляют материал, используемый педагогикой в решении ее задач.

Анатомия, физиология составляют фундамент для осмысления биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особеннос­тей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-дви­гательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психики, а педагогику – эффективность тех вос­питательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека. Каж­дый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в дидактике, например, опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т.д. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики.

Очевидны связи педагогики с антропологией, медициной и экологией, эко­номикой и археологией. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях.

У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые перспективные направления.

Объективно существующие связи педагогики с литературой, историей, экономикой, демографией, этнологией и этнографи­ей, политологией, географией, экологией, с точными и техни­ческими науками (кибернетикой, математикой, информатикой и др.) расширяют горизонты педагогики, усиливают ее научный и практический потенциал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: