Из истории мореплавания и кораблестроения

На берегах Мирового океана

Расселение и хозяйственная деятельность

На протяжении тысячелетий люди селились поблизости от берегов океанов. Причины этого заключались в удобстве использования биоресурсов, в общественном разделении труда, обеспечиваемом удобствами транспортных связей. В настоящее время около половины человечества проживает на расстоянии до 200 км от берегов Мирового океана, а эта территория занимает менее 20 % суши.

Наблюдается тенденция смещения промышленности по переработке сырья - нефти, руды - к портам. Соответственно в ряде случаев и обрабатывающая промышленность различных стран развивается в прибрежных районах. Более 60 % всей добываемой нефти перевозится морским транспортом, что частично связано с тем, что развитым странам выгодно работать на привозном, более дешевом сырье.

Если в 1950 г. добыча железной руды в развитых странах составляла более 90 % мировой добычи, то к 1975 г. эта доля снизилась до 63 %. Кроме того, освоение минеральных ресурсов шельфа тоже делает более удобной переработку их вблизи от берега. В связи с этим создаются многофункциональные портово-промышленные районы, развитые портово-промышленные комплексы, неполные промышленно-портовые комплексы, экспортные порты.

Общий вклад морского хозяйства в мировую экономику составляет всего лишь около 4 % мирового дохода. Из этого объема 35 - 40 % приходится на добычу нефти и газа, 30 - 35 % - на морское судоходство, еще 10 % - на рыболовный промысел. Остальные примерно 20 % относятся к прочим видам экономической деятельности: добыче твердых минералов с морского дна и его недр, переработке рыбы и других объектов промысла на плавбазах, химии моря, использованию энергии приливов, получению пресной воды и т.д.

В настоящее время морское хозяйство ведут преимущественно крупные государства: США, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Канада и др., которые получают свыше 75 % мирового дохода от использования океана. Для этого требуется иметь довольно дорогостоящий флот и соответствующую инфраструктуру.

3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ МОРЕПЛАВАНИЯ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

Достоверно неизвестно, когда впервые в мире люди стали плавать по морю. Вероятно, это произошло 7 - 10 тыс. лет назад. Вначале люди плавали на плотах из бревен, отталкиваясь от дна шестами и не отходя далеко от берегов. Постепенно они научились отплывать всё дальше от берегов. Появились гребные (весельные) суда, иногда со вспомогательными парусами, изготовленными из шкур животных.

Считают, что в древнем Вавилоне суда появились примерно в XVII в. до н.э., в Египте, Греции, Риме, Финикии - в XV - XII вв. до н.э., затем в Полинезии, Китае. В России ладьи были примерно в X в. до н.э. Значительно позже появились запорожские чайки (около XII в. н.э.). В IX - XI вв. на севере России бурно развивалось судостроение; грузоподъемность русских ладей в те времена достигала 200 т при скорости до 7 уз., кочей (Поморье, Сибирь) - 30 т.

Первые парусные суда в Европе появились в XIII в. Это были нефы - одномачтовые, широкие и тихоходные. Их грузоподъемность доходила до 1000 т, вместо руля на них имелось кормовое весло.

В эпоху великих географических открытий уже имелись трех- или четырехмачтовые суда - каравеллы. Х. Колумб (1451 – 1506 гг.), родом из Италии, на трех каравеллах, «Санта Мария», «Нинья» и «Пинта», 12 октября 1492 г. достиг берегов Америки (Сан-Сальвадор). Эта дата считается датой открытия Америки, хотя известно, что европейцы бывали там и раньше. По крайней мере, с тех пор о ней стало широко известно в Европе.

Португалец Васко да Гама (1469 – 1524 гг.) в 1497 - 1499 гг. совершил плавание в Индию, обогнув Африку, и обратно, а в 1502 – 1503 гг. и в 1524 г. - еще два таких рейса. Первое кругосветное путешествие совершил Магеллан (1480 – 1521 гг.) в 1519 - 1521 гг.; он был убит на Филиппинах во время этого путешествия.

Семён Дежнёв (1605 – 1673 гг.) в 1648 г. прошел проливом между Чукоткой и Аляской; этот пролив носит его имя.

Джеймс Кук (1728 – 1779 гг.) руководил тремя кругосветными путешествиями, открыл много островов в Тихом океане и был убит туземцами на Гавайских островах.

И.Ф. Крузенштерн (1770 – 1846 гг.) был начальником первой русской кругосветной экспедиции 1803 - 1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева».

Ф.Ф. Беллинсгаузен (1778 – 1851 гг.) - участник этого плавания, в 1819 - 1821 гг. руководил первой русской антарктической экспедицией; во время этой экспедиции М.П. Лазаревым (1788 – 1851 гг.) была открыта Антарктида. М.П. Лазарев в 1813 - 1825 гг. совершил три кругосветных плавания.

В.М. Головнин (1776 – 1831 гг.) руководил кругосветными плаваниями на «Диане» в 1807 - 1809 гг. и на «Камчатке» в 1817 - 1819 гг., на Курильских островах был захвачен в плен японцами, где был с 1811 по 1813 г.

О.Е. Коцебу (1788 – 1846 гг.) - участник экспедиции Крузенштерна; в 1815 - 1818 гг. руководил экспедицией на «Рюрике», в 1823 - 1826 гг. - кругосветным плаванием на «Предприятии», открыл ряд островов в Тихом океане.

Г.И. Невельской (1813 – 1876 гг.) - исследовал низовья Амура, доказал, что Сахалин - остров.

В России в 1669 г. на р. Оке был построен первый военный корабль - «Орел». Годом основания военно-морского флота страны считают 1696 г., когда Боярская дума по предложению Петра I приняла указ: «Морским судам быть». Фактически решение о строительстве флота было принято несколько раньше.

Долгое время в мировом флоте строились деревянные парусные суда. Железные и стальные появились в середине XIX в.; вскоре они практически полностью вытеснили деревянные.

Первый пароход «Клермонт» был построен в 1807 г. в Северной Америке Р. Фултоном, его мощность составляла 21 л.с.; первым пароходом в России считается «Елизавета», построенная в 1815 г. для рейсов между Петербургом и Кронштадтом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: