Буксирное устройство

Комплекс средств, позволяющих судну буксировать другой плавучий объект или самому быть буксируемым, составляет буксирное устройство. Существуют три способа буксировки. В морских условиях используется кильватерный способ, при котором буксируемое судно следует за буксирующим на буксирном тросе. Буксировка в кильватер производится на коротком или длинном канате (в открытой акватории). На коротком буксирном канате осуществляют кратковременные буксировки (в порту) и буксировку в ледовых условиях. При сложной обстановке на акватории порта прибегают к буксировке лагом. При этом способе буксирующее судно крепят к буксируемому швартовными канатами, а между бортами помещают мягкие кранцы. При третьем способе – толкании - буксирующее судно располагается за буксируемым. Этот способ буксировки используется на внутренних водных путях.

В состав буксирных устройств буксирных судов входят буксирные лебедки, канаты, гак, направляющий блок, буксирные арки, клюзы, буксирная дуга, вьюшки, канаты-проводники, кнехты (битенги) и др.

Буксирная лебедка предназначена для травления, выбирания, удержания и хранения буксирного каната. По принципу действия буксирные лебедки разделяются на простые (неавтоматические) и автоматические (поддерживающие постоянное натяжение буксирного каната), по приводу - на паровые, электрические и гидравлические. Буксирная лебедка имеет барабан, позволяющий наматывать трос в несколько слоев.

Буксирная лебедка простого действия имеет в своем составе ленточный тормоз с пружинным амортизатором. При неожиданных рывках амортизатор срабатывает и барабан лебедки проворачивается. Конструкция лебедки позволяет стравливать буксирный трос на ходу судна и стопорить барабан при неработающем приводе с помощью тормоза.

При морских буксировках буксирная лебедка и трос (канат) испытывают сильные рывки на волнении. Применение автоматических буксирных лебедок позволяет поддерживать натяжение буксирного каната в заранее установленных пределах. На автоматических лебедках, как и на лебедках простого действия, установлены тросоукладчики.

Лебедки-вьюшки для буксирного каната являются разновидностью буксирных лебедок для судов внутреннего плавания. Они обеспечивают удержание буксирного каната на заторможенном барабане и возможность выбирания ненагруженного каната. Применяют на морских и рейдовых буксирах небольшой мощности.

Канаты, применяемые в буксирных устройствах, бывают стальные (наиболее распространенные), растительные (пеньковые, манильские, сизальские). В последние десятилетия стали использовать синтетические канаты. Они легче и эластичнее, однако из-за искрообразования при их трении о клюзы, кнехты и т.п. синтетические канаты не применяют для буксировки судов, перевозящих нефтепродукты.

Буксирные гаки служат для закрепления и быстрой отдачи буксирных канатов. Кроме того, они должны допускать изменение направления буксирного каната в широких пределах и поглощать энергию рывков, возникающих при буксировке. Буксирные гаки бывают откидные и неоткидные, открытые и закрытые, без амортизаторов и с амортизаторами, с дистанционной или ручной отдачей. Для дистанционной отдачи буксирного каната устройство должно иметь механический, гидравлический или пневматический привод. Принцип работы устройства заключается в том, что при достижении буксиром опасного крена гак освобождает удерживаемый им трос. Амортизаторы смягчают действие рывков буксирного каната.

При портовых буксировках на коротком тросе для проводки буксирного троса от лебедки на буксируемое судно используетсянаправляющий блок. Он устанавливается на надстройке, на буксирной дуге или стационарно.

Буксирные арки служат для защиты конструкций и людей, находящихся на палубе, поддерживают и направляют буксирный канат, обеспечивая возможность плавного перехода его с борта на борт.

Кормовые буксирные клюзыограничивают перемещение буксирного каната и обеспечивают его переход через фальшборт. Клюзы бывают глухие, с наметкой и с роульсами. Более распространены клюзы с наметкой. Для больших диаметров буксирных канатов применяют клюзы с роульсами.

Буксирная дугапредназначена для крепления буксирного гака или направляющих блоков.

Перечисленные основные элементы буксирного устройства применяют при кильватерном способе буксировки. Для буксировки лагом используют кнехты и шпили. Буксировка судов методом толкания получила широкое распространение на внутренних водных путях. Сцепы для буксировок как по внутренним водным путям, так и по морям могут быть жесткими (неподвижными), ограниченно подвижными и подвижными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: