Тема 8. Психофизиология потребностно-мотивационной сферы

Контрольные вопросы

1. Что такое эмоции?

2. Какие структуры составляют лимбическую систему и какова их роль в осуществлении эмоциональной функции?

3. Какова роль ретикулярной формации ствола мозга в обеспечении эмоций?

4. Какова роль лобных долей коры больших полушарий в возникновении и осознании эмоциональных переживаний?

5. Как проявляется межполушарная асимметрия эмоций?

6. В чем суть биологической теории эмоций П.К. Анохина и взглядов Ч. Дарвина?

7. В чем суть теорий эмоций Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда и Линдсли?

8. В чем суть информационной теории эмоций П.В. Симонова?

9. В чем заключается теория дифференциальных эмоций?

10. Каковы методы изучения и диагностики эмоций?

Потребности и их классификация

Потребности - форма связи организма с внешним миром и источник его активности.

Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Существуют разные подходы к их классификации, однако большинство исследователей выделяют три типа потребностей:

ü биологические;

ü социальные;

ü идеальные.

В своих первичных биологических формах потребность выступает как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся во внешней среде и необходимом для его жизнедеятельности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.

Потребности, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма, - это потребности в пище, воде, безопасности, оптимальных экологических условиях (кислород в воздухе, атмосферное давление, температура окружающей среды и т. п.). Физиологические механизмы, лежащие в их основе, изучены достаточно подробно.

Биологические потребности свойственны как человеку, так и животным. Однако биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит прежде всего в уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться под влиянием социокультурных факторов. У животных большинство потребностей носит инстинктивный характер. Инстинкты можно рассматривать как функциональные системы, в которых генетически «предопределены» не только свойства внешних предметов или живых существ, способных удовлетворить эти потребности, но и основная последовательность поведенческих актов, приводящих достижению полезного результата.

Физиология высшей нервной деятельности подходит к определению природы и состава социальных и идеальных потребностей, опираясь на представления о существовании врожденной безусловно-рефлекторной основы поведения, имеющей универсальный характер и проявляющейся в поведении как высших животных, так и человека.

Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают в себя следующие их виды:

ü потребность принадлежать к определенной социальной группе;

ü потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы;

ü потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе.

Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида.

Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются:

ü потребность в новизне;

ü потребность в компетентности;

ü потребность преодоления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: