Г.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Вышло в свет учебное пособие «Пресс-релиз: примеры составления»
В Москве издано пособие «Пресс-релиз: примеры составления». Автор пособия, имеющий многолетний опыт работы репортером в журналистике, на примерах пресс-релизов дал подробные рекомендации и привел правила составления информационных сообщений для прессы.
«Несмотря на то, что при взаимодействии контактных отделов предприятий и представителей прессы многое решает личное общение, именно по пресс-релизу репортеры составляют представление о том, насколько солидная компания предлагает им сотрудничество», - отмечает автор учебника Василий Пупкин. - «Но серьезных традиций общения с прессой в России еще не образовалось».
Это, по мнению автора, приводит к тому, что в публикуемых в последнее время методических разработках внимание акцентируется не на практике работы служб по контактам с прессой, а на ее философии, оперирующей такими понятиями, как «достоверность», «своевременность», «информативность», «корректность» и т. п. При этом не обозначаются пути практической реализации этой философии - то есть, не предлагаются конкретные способы составления грамотного прессрелиза, не приводятся примеры пресс-релизов, отвечающих перечисленным выше понятиям.
|
|
Книга адресована сотрудникам секретариатов по связям с общественностью, менеджерам отдела рекламы, маркетологам, и состоит из двух разделов. Первый, теоретический, рассказывает об информационных поводах написания пресс-релизов, их видах и тонкостям раскрытия, а также стандартным ошибкам при составлении пресс-релиза. В практической части приведены примеры пресс-релизов и разобраны недочеты, допущенные при их составлении пресс-секретарями.
Практическая часть организована по типу задачника: примеры пресс-релизов, взятые из репортерской практики автора, приведены в первоначальном виде; здесь же помещены улучшенные варианты этих сообщений, скорректированные в соответствии с методикой из первого раздела книги. Читатель сможет попробовать себя в роли редактора, на примерах сравнив свою версию с результатом автора пособия.
Учебное пособие «Пресс-релиз: примеры составления» издано типографией «Московский рабочий» в 2010 году. Тираж учебника - 35000 экземпляров.
Василий Пупкин в течение многих лет возглавлял Московский Департамент информационного агентства «Moscow News», издавая журнал «Хроника Москвы», руководя предвыборными и коммерческими PR-акциями ряда региональных репортеров. На данный момент автор книги возглавляет отдел по связям с общественностью и прессой ЗАО «Москва и москвичи».
|
|
Написать автору по интересующим Вас вопросам можно по адресу raskrutka@com-seo.ru, а ознакомиться с электронной версией пособия «Пресс-релиз: правила составления» Вы можете на сайте автора
Практическое занятие №3. Спичрайтинг
Задание: составить протокол практического занятия, состоящий из титульного листа (см. Приложения) и текста публичного выступления, составленного с учетом рекомендаций, приведенных ниже, а также выступить на занятии с подготовленной речью.
Виды публичной речи:
Информационная речь — это речь, дающая новую информацию, обеспечивающая понимание этой информации и способствующая ее запоминанию. Разновидностями информационной речи могут быть:
Доклад — развернутое сообщение на определенную тему, обычно предполагающее большой объем, требует рассмотрения основной темы с различных сторон (т. е. должен быть многоаспектным), подтверждения фактами, статистическими данными.
Своего рода разновидностью доклада можно считать отчет — жанр устного публичного выступления, сооб щающий о проделанной (обычно за конкретный временной отрезок) работе и состоящий из основной констатирующей — в виде обильного цифрового и фактического материала — частей.
Убеждающая речь — речь, цель которой состоит в изменении поведения слушающего, в воздействии на его разум и чувства, и здесь оратор должен учитывать восприимчивость и эмоциональную культуру своей аудитории. Цель убеждающей речи — предоставить слушающему выбор в доводах, доказать что-либо или, наоборот, опровергнуть какое-либо суждение.
Специальная речь. В сфере связей с общественностью выделяют следующие виды специальной речи:
Структура публичной речи:
Структура любого текста, как письменного, так устного, как известно, трехчастна: это вступление, основная часть и заключение.
Цель вступления как начальной части публичного выступления — привлечь внимание аудитории, установить эмоциональный контакт со слушателями, который должен поддерживаться до конца публичной речи. Известно, что в самом начале аудитория обычно готова слушать оратора, поэтому вступление должно быть энергичным и живым. В нем оратор должен:
1) показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным и т. д.;
2) настроиться самому и настроить аудиторию на общение:
а) вызвать интерес и благожелательное внимание;
б) установить контакт;
3) подготовить аудиторию к восприятию речи:
а) пояснить намерения;
б) сформулировать задачу;
в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться.
С самого начала речь должна заинтересовать слушателя, именно вступление «задает» тон всему выступлению, поэтому его не рекомендуется зачитывать по бумажке — лучше его заранее проговорить или выучить наизусть.
В начале основной части аудитории представляется главный тезис выступления, чтобы она восприняла его как основной и поняла, о чем же будет идти речь в публичном выступлении, и целеустановку оратора. В основной части главная мысль расчленяется на составляющие.
Заключительная часть публичного выступления — одна из важнейших, которая запоминается аудиторией, и в ней должно закрепляться то впечатление, которое произвела публичная речь. Существует несколько видов концовок, в частности вывод, когда дается резюме речи или высказывается личное отношение оратора к поднятой им теме. Эффектной может быть концовка в виде цитаты.
Публичная речь должна содержать контактоустанавливающие средства: обращение, приветствие, комплимент, прощание, мета-текстовые конструкции (например, в начале своего выступления я хотел бы обратить ваше внимание на... повторим еще раз... теперь перейдем к вопросу о... и др.).
Спичрайтер должен учитывать также и средства диалогизации выступления: вопросительные предложения, риторические вопросы, конструкции, которые призывают аудиторию к совместным речёмыслительным действиям, например: представьте (представим) себе, давайте вместе подумаем и т. п. Спичрайтер заботится и том, чтобы сделать публичную речь выразительной.
|
|
Особенности исполнения публичной речи.
В самом начале выступления делается маленькая пауза для того, чтобы слушатели сконцентрировали свое внимание; кроме того, такие паузы позволяют выглядеть оратору уверенным и авторитетным. Во время выступления спикеру следует следить за своей дикцией.
Для эффективности публичного выступления спикер должен следить за установлением обратной связи с аудиторией, управлять вниманием своей аудитории. Можно выделить несколько принципов работы оратора по управлению вниманием аудитории: контроль за темпом речи и стимулирование слушателей, что выражается в так называемой экстрастимуляции — ряде действий, с помощью которых спикер работает против торможения нервной деятельности своих слушателей (похвала аудитории, шутка, загадка, намек и т. д.).
Необходим и зрительный контакт: каждому в аудитории уделяется одинаковое время — 3-4 секунды. Если аудитория большая, то рекомендуется разбить ее на несколько частей и во время выступления переводить взгляд с одной части на другую. Если есть зрительный контакт, значит, аудитория будет слушать спикера более внимательно, так как при таком контакте создается впечатление, что мнение аудитории о предмете речи, которое «испрашивает» спикер глазами, важно для выступающего.
При выступлении с публичной речью приветствуется использование демонстрационных материалов: слайды, плакаты, раздаточный материал и т.д. (на максимальный балл оценивается только такое выступление).
Подготовка к спичрайтингу:
Новостной повод. ______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Тип речи. _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Практическое занятие №4. Флеш-моб.
Задание: составить протокол практического занятия, состоящий из титульного листа (см. Приложения) и сценарием флеш-моба, составленного с учетом рекомендаций, приведенных ниже, а также выступить на занятии с презентацией и подробным описанием акции.
Технология флэш-моб появилась в начале в 2000-х гг. с выходом в свет книги Г. Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция», где описывался новый тип взаимодействия людей.
Феномен флэш-моб (шт. flash mob — 'мгновенная толпа') является разновидностью «умной толпы» (англ. smart mob) и представляет собой технологию, подразумевающую организацию толпы в рамках мегаполиса. В самом общем виде технологию можно описать следующим образом. Группа людей (анонимных пользователей) объединяется в сети Интернет с целью проведения акции. Разрабатывается идея (сценарий), назначается дата и место ее проведения, а также несколько людей-связных, которые должны стать источниками информации для основной группы и передать всем участникам сценарий. Сценарий можно узнать только за несколько минут до начала акции, что обеспечивает эффект неожиданности для окружающих. Собственно акция флэш-моб длится не более пяти минут, после чего толпа расходится (исчезает). Обычно собравшиеся осуществляют некие парадоксальные действия, которые привлекают внимание прохожих. После проведения акции участники могут оставить свои отзывы в сети Интернет.
Различают несколько разновидностей флэш-моба:
X-mob (experimental mob) — действие, имитирующее повседневное социальное пространство,
L-mob (long mob) — акция реализуется на протяжении какого-то длительного времени,
I-mob — акция не выходит за пределы Интернета,
Sms-mob — участники акции организуются при помощи sms,
Mob-games — игры, организованные через технологию флэш-моба.
Эффект «мгновенной толпы» связан с неожиданностью и высоким эмоциональным воздействием. Flash mob способен стать новостным поводом для журналистских публикаций. Технология особенно успешна в продвижении товаров и услуг, целевая аудитория которых — молодые люди до 30 лет, жители мегаполиса. В данный момент она довольно успешно используется для продвижения в сфере бизнес-PR (сотовая связь, одежда, продукты питания, косметика) и в рекреационно-развлекательной сфере (кинематограф).
Основные принципы:
1. Информация об акции не должна появляться в открытых источниках.
2. Каждый новый флэш-моб должен быть оригинальным и не должен повторять проведенные ранее флэш-мобы.
3. Флэш-моб не должен носить политический, коммерческий, религиозный характер.
4. Безопасность превыше всего. Флэш-моб не должен причинять вред или неудобства участникам или организаторам.
5. За противоправные действия каждый участник флэш-моба отвечает лично.
6. Флэш-моб должен начинаться и заканчиваться внезапно.
7. Во время проведения флэш-моба участники не должны общаться между собой.
8. Во время проведения акции участник должен быть трезвым, вменяемым.
Новая технология социального взаимодействия стала не только возможностью для массового развлечения (например, «зайти в магазин есть банан. На вопросы не отвечать», «попросить в книжном магазине книгу про папу и показать портрет В. В. Путина»), но i определенным ресурсом для выражения протеста («взять пульт телевизора, встать напротив плазменного экрана на улице, переключать каналы и повторять: опять одна реклама», «одеться в черное и возложить цветы к фигуре Рональда Мак-Дональда» — последняя акция приписывается антиглобалистам).
Флэш-моб возник в молодежной субкультуре и существует прежде всего как культурный феномен, развиваясь стихийно и непредсказуемо. Несмотря на это, он обладает определенной практической ценностью для PR-специалистов.
Все флэш-моб-акции, организованные с целью продвижения товаров, услуг, идей или начинаний, можно разделить на три группы.
К первой группе относятся акции флэш-моб, реализованные вкомплексе продвижения товара или услуги. В этом случае технология флэш-моба естественным образом сочетается с другими, более привычными технологиями: ATL- и BTL-рекламой, инструментами PR и маркетинга.
Ко второй группе можно отнести акции флэш-моб, реализованные «на основе» острой социальной проблемы. Здесь мгновенная толпа представлена как самостоятельная и единственная технология, которая призвана привлечь внимание к определенной социальной проблеме (злободневной теме).
Наконец, к третьей группе относятся случаи, когда флэш-моб становился акцией (знаком) протеста общественности против конкретных компаний. Основой для выделения данной группы стал именно сам характер акции — выражение своего отношения к компании, протест против ее существования или принципов работы.
Идеальный сценарий должен быть абсурдным, загадочным, не очень заметным и ни в коем случае не вызывающим смеха. Мобберы не должны нарушать законы и моральные устои. Действия должны казаться случайным зрителям бессмысленными, однако совершаться так, как будто в этом есть смысл. В итоге случайные зрители, так называемые фомичи, воспринимают происходящее серьёзно, как будто в разыгрываемой ситуации есть какой-то смысл, который они пытаются отыскать. У них возникает чувство интереса, тревоги, непонимания или даже ощущение собственного помешательства. Сценарий не должен перейти грань, за которой он уже становится смешным, но это получается крайне редко.