Регистровая вместимость

Дальность плавания, автономность, скорость

Водоизмещение, дедвейт, грузоподъемность, грузовместимость

ПОНЯТИЕ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ И МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВАХ СУДНА

Массовое (объемное) водоизмещение – это масса (объем) вытесненной судном воды. Следует помнить, что масса вытесненной воды (массовое водоизмещение) равно массе судна. Поэтому, обычно, и массу судна называют массовым водоизмещением.

Различают водоизмещение в грузу (при осадке по грузовую марку) и водоизмещение порожнем - массу судна, полностью готового к эксплуатации без запасов, груза и экипажа.

Дедвейт - это то количество груза и запасов, которые может взять судно при осадке по грузовую марку.

Грузоподъемность - количество тонн груза, которое может принять судно в данном рейсе.

Грузовместимость - объем грузовых помещений судна. Различают грузовместимость киповую - полезный объем (в м3) грузовых помещений для штучных грузов и грузовместимость зерновую - объем (м3) для сыпучих грузов, которые могут разместиться в грузовых помещениях. Конечно, зерновая вместимость больше, чем киповая, так как сыпучий груз может занять те объемы, которые не доступны для штучного груза (между шпангоутами, стойками, выгородками...).

Эти характеристики относятся к важнейшим эксплуатационным качествам судна.

Под дальностью плавания понимают то расстояние в милях, которое может пройти судно без пополнения запасов. Обычно дальность плавания достигает 10000-20000 миль. Под автономностью понимают длительность пребывания судна в рейсе в сутках без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды. Транспортные суда имеют автономность порядка одного месяца, а специальные (научные, гидрографические, промысловые базы) - до одного года.

Скорость морских судов измеряют в узлах, а речных - в километрах в час. Узел – единица скорости, равная одной морской миле в час (1,852 км/час или 0,514 м/сек).

Повышение скорости весьма эффективно для повышения провозоспособности, но ограничивается необходимостью повышения мощности двигателей и увеличением расхода топлива. Но, тем не менее, наблюдается постепенное повышение скорости судов. (Если в 40-х годах 20-века средняя скорость была 9 - 14 узлов, то теперь она составляет 14 - 19 узлов).

Международная конвенция по обмеру судов 1969 года установила новые правила обмера судов. Долгое время эта Конвенция не входила в силу, так как необходимое число стран с необходимым общим валовым объёмом судов не присоединялись к Конвенции, но в настоящее время эта Конвенция уже действует. В соответствие с этой конвенцией, валовая вместимость (BRT) означает величину наибольшего объёма закрытых помещений судна, которые определены в соответствие с правилами Конвенции; а чистая вместимость (NRT)соответствует величине полезных объёмов и числу пассажирских мест (то, что даёт доход) и определяется в соответствие с положениями Конвенции. В зависимости от величины вместимости с судна взимаются различные сборы (причальные, рейдовые, буксирные, лоцманские и т. д.). Международные Правила обмера судов были разработаны в 1873 г. и действовали до 1982 г. по этим правилам регистровая вместимость (объем помещений) выражалась в регистровых тоннах (1рег.т = 100фут3 = 2,83 м3). В современных Правилах обмера вместимость GT(gross tonnage) и NT(net tonnage) определяются по формулам и выражаются числами без указания размерности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: