Функции государственного экологического управления

Наиболее общие направления.

    • Учет и ведение кадастров природных ресурсов

Учет природных ресурсов - сбор необходимой количественной и качественной информации состоянии природных ресурсов.

Осуществляется кадастровый учет либо по административно-территориальным единицам, либо по субъектам природопользования.

Принцип достаточности и достоверности, который означает, что сведений, которые есть в кадастре должно быть достаточно.

Государственный кадастр природных ресурсов – это совокупность достоверных необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса.

Основные виды кадастра:

- государственный земельный кадастр (на основании Земельного кодекса, ФЗ О государственном земельном кадастре, ФЗ о государственном кадастре недвижимости)

- государственный водный кадастр (на основании Водного кодекса)

- лесной реестр

Лесной реестр - это систематизированный свод документированных сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопосадках.

- государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

- государственный кадастр объектов животного мира

- государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

- Красная книга

· Определение и проведение единой экологической политики (планирование и прогнозирование)

- осуществляется разработка экологических концепций государственного развития РФ.

- федеральные целевые программы

ФЦП Леса России

ФЦП Мировой океан

ФЦП Питьевая вода

ФЦП Предотвращение опасных изменений климата и их последствий

- ежегодные, среднесрочные (на срок до трех лет) и долгосрочные планы Правительства РФ в данной сфере

Осуществляются в рамках общего управления и в рамках специального экологического управления.

Сейчас при прогнозировании используют веер возможности:

Веер возможности:

 
 


· Экологический контроль и экологический мониторинг

Экологический контроль – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечивающая соблюдение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды (ст. 1ФЗ «Об окружающей среде»)

Гл. 11 ФЗ «Об окружающей среде»

Базовые задачи:

- соблюдение законодательства

- соблюдение природоохранных требований

- обеспечение экологической безопасности

Природоохранные требования (экологические) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленная законами, иными нормативно-правовыми актами, природоохранными нормативами государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Виды экологического контроля (по субъекту):

- государственный

- федеральный

- региональный

- производственный

- муниципальный

- общественный

Государственный контроль:

Государственный контроль основан на принципе совмещения функций контроля и хозяйственного использования. Осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Полномочия государственных инспекторов закреплены в ст. 66 ФЗ «Об окружающей среде»:

- посещать предприятия народного хозяйства

- проверять

- предъявлять требования и выдавать предписания об устранении нарушений

- привлекать к административной ответственности

Исчезло право на предъявление исков.

Производственный контроль:

Осуществляется экологическими службами хозяйствующими субъектами за их деятельностью.

Муниципальный контроль:

В рамках муниципального образования, его силами и в рамках его деятельности.

Общественный контроль:

Рассматривается как один из способов реализации права на благоприятную окружающую среду.

Круг объектов чрезвычайно широк, в том числе и за инспекторами.

Экологический мониторинг – это комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния под воздействием антропогенных и естественных факторов.

Выделяются стадии:

1. наблюдение

2. оценка

3. прогноз

4. обеспечение информацией заинтересованных лиц (дополнительная стадия)

Гл. 10 ФЗ «Об окружающей среде»

Организуется в районах расположения источников антропогенного воздействия.

Делится по охвату на:

- локальный (местный)

- региональный

- федеральный

Субъектом проведения является Росгидромет (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).

Также существует отраслевой (ресурсный) мониторинг – это система наблюдения за состоянием отдельных видов ресурсов (например, мониторинг земель, лесов). Осуществляется территориальными подразделениями Министерства природных ресурсов (МПР).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: