Наиболее общие направления.
- Учет и ведение кадастров природных ресурсов
Учет природных ресурсов - сбор необходимой количественной и качественной информации состоянии природных ресурсов.
Осуществляется кадастровый учет либо по административно-территориальным единицам, либо по субъектам природопользования.
Принцип достаточности и достоверности, который означает, что сведений, которые есть в кадастре должно быть достаточно.
Государственный кадастр природных ресурсов – это совокупность достоверных необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении природного ресурса.
Основные виды кадастра:
- государственный земельный кадастр (на основании Земельного кодекса, ФЗ О государственном земельном кадастре, ФЗ о государственном кадастре недвижимости)
- государственный водный кадастр (на основании Водного кодекса)
- лесной реестр
Лесной реестр - это систематизированный свод документированных сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопосадках.
- государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
- государственный кадастр объектов животного мира
- государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
- Красная книга
· Определение и проведение единой экологической политики (планирование и прогнозирование)
- осуществляется разработка экологических концепций государственного развития РФ.
- федеральные целевые программы
ФЦП Леса России
ФЦП Мировой океан
ФЦП Питьевая вода
ФЦП Предотвращение опасных изменений климата и их последствий
- ежегодные, среднесрочные (на срок до трех лет) и долгосрочные планы Правительства РФ в данной сфере
Осуществляются в рамках общего управления и в рамках специального экологического управления.
Сейчас при прогнозировании используют веер возможности:
Веер возможности:
· Экологический контроль и экологический мониторинг
Экологический контроль – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечивающая соблюдение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды (ст. 1ФЗ «Об окружающей среде»)
Гл. 11 ФЗ «Об окружающей среде»
Базовые задачи:
- соблюдение законодательства
- соблюдение природоохранных требований
- обеспечение экологической безопасности
Природоохранные требования (экологические) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленная законами, иными нормативно-правовыми актами, природоохранными нормативами государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Виды экологического контроля (по субъекту):
- государственный
- федеральный
- региональный
- производственный
- муниципальный
- общественный
Государственный контроль:
Государственный контроль основан на принципе совмещения функций контроля и хозяйственного использования. Осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Полномочия государственных инспекторов закреплены в ст. 66 ФЗ «Об окружающей среде»:
- посещать предприятия народного хозяйства
- проверять
- предъявлять требования и выдавать предписания об устранении нарушений
- привлекать к административной ответственности
Исчезло право на предъявление исков.
Производственный контроль:
Осуществляется экологическими службами хозяйствующими субъектами за их деятельностью.
Муниципальный контроль:
В рамках муниципального образования, его силами и в рамках его деятельности.
Общественный контроль:
Рассматривается как один из способов реализации права на благоприятную окружающую среду.
Круг объектов чрезвычайно широк, в том числе и за инспекторами.
Экологический мониторинг – это комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния под воздействием антропогенных и естественных факторов.
Выделяются стадии:
1. наблюдение
2. оценка
3. прогноз
4. обеспечение информацией заинтересованных лиц (дополнительная стадия)
Гл. 10 ФЗ «Об окружающей среде»
Организуется в районах расположения источников антропогенного воздействия.
Делится по охвату на:
- локальный (местный)
- региональный
- федеральный
Субъектом проведения является Росгидромет (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).
Также существует отраслевой (ресурсный) мониторинг – это система наблюдения за состоянием отдельных видов ресурсов (например, мониторинг земель, лесов). Осуществляется территориальными подразделениями Министерства природных ресурсов (МПР).