Родоплеменная община
Вопрос 3. Моральная регуляция в родовом обществе
1. Община (сначала родоплеменная, затем патриархально-семейная) имела общий культ, была основана на принципе самоуправления. Первобытный человек родоплеменной общины отождествлял свою личность с обществом, подчинялся коллективной нравственности.
В ходе исторического развития биологические формы деятельности (поведение, обусловленное инстинктами) начали подчиняться социальным закономерностям и моральной регуляции. От членов общины требовались:
• объединение усилий (коллективный труд);
• взаимопонимание и взаимопомощь (круговая порука и пр.);
• ограничение биологических инстинктов, мешающих жизни и труду общины (пищевые, сексуальные и другие табу). Выполнение табу являлось одновременно социальным и моральным требованием.
Требования морали в первобытном обществе:
• носили обязательный и всеобщий характер;
• были закреплены в обычаях, традициях, правилах;
• выражали интересы общества в целом (не учитывая интересов отдельных людей).
|
|
Были определены такие понятия, как долг, стыд, подчинение старшим и т. д. Нравственные понятия и традиции передавались последующим
поколениям посредством коллективного труда, специальных обрядов, ритуалов (инициация и т. п.).
Этические нормы родовых племен распространялись только на членов общины (например, убийство чужака не осуждалось), распространялись на всех членов общины в равной мере.
Человек первобытного общества одухотворял силы природы, растений, животных и распространял на них моральные требования.
Моральное регулирование общества осуществлялось при помощи-
• табу;
- традиций, обычаев, ритуалов;
• коллективной трудовой деятельности. Особенности взаимоотношений в общине:
• моральное равенство всех членов;
• тождественность личных и коллективных интересов;
• община задает людям стереотипы поведения (это создает комфорт в общине, сводит возможность нарушения норм к минимуму);
• общественное мнение оценивает каждый поступок каждого члена общины.
2. Территориальная община объединяет множествопатриархальных семей, которые:
• самостоятельно обрабатывают свой земельный надел;
• являются совладельцами коллективной собственности (пастбищ, речных пойм, дорог и т. п.);
• участвуют в коллективных обсуждениях общих проблем (сходки, вече и пр.).
В ходе развития общества формируются моральные заповеди, выполнение которых не обязательно (у человека появляется право выбора). Половозрастное разделение труда создает основу для осознания собственного "я" человека, выделения индивида из коллектива. Появляются нарушения норм нравственности, связанные с социальным неравенством (вызванным повышением производительности труда).
|
|
Простейшие нормы нравственности, выработанные в общинах, объединяющих патриархальные семьи:
• почитание отца (главы семьи) и старших;
- покровительственное отношение к младшим, слабым;
• патриотизм;
• культ предков, принадлежности к роду;
• уважение к умершим;
• коллективизм и т. д