Лекция № 25 требования к оборудованию

Гигиенические требования к условиям обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении.

СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемические требования к условиям организации обучения в общеобразовательном учреждении.

Требования к размещению:

Учитываются те же требования что и при ЛПУ.

· природные условия (на возвышенной местности, почва влажная, воздухопроницаемость, грунтовые воды).

· вне санитарной зоны предприятий, вдали от источников загрязнения, шума, массовых скоплений людей.

· перспективы развития микрорайона

· пешеходная доступность. В городах не более 500м. в сельской местности-1 ступень-2 км. 2 ступень- 4 км. Если расстояние превышает, то необходимо транспортное обслуживание (специальный общественный транспорт), время в пути не более 30 минут в одну сторону. Организовать оптимальный подход к месту сбора – 500м (допустимо 1 км.). при больших расстояниях рекомендованы интернаты.

Размещение школы внутри микрорайона

· внутриквартальное

· внешнеторцевое

· внешнефронтальное

· внешнеугловое

Зоны: отдыха, физкультурно-спортивная, хозяйственная. Озеленение должно быть не менее 50%.

Физкультурно-спортивная зона располагается со стороны спортивного зала. Спортивная площадка должна иметь твердое покрытие, а футбольное поле - земляной покров.

Зона отдыха – проводятся мероприятия на свежем воздухе, игры и отдых учащихся в продленном зале.

Хозяйственная зона – находится по периферии, имеет отдельный въезд, со стороны столовой.

Площадка для сбора мусора с твердым покрытием располагается на 1 м. во все стороны, не ближе 25 м. от здания школы.

Здание школы

Застройка может быть нескольких типов:

1.блочная или секционная система

2.централизованная система

3.павильонная система

1.Блочная система.

В отдельных блоках находятся начальная школа, столовая, мастерские, спортивный зал. Вместимость должна учитывать занятия только в одну смену.

Учебное помещение для 1 класса должно быть не выше 2 этажей, для 2-4 класса – не выше 3 этажей.

Площадь учебных помещений должна предусматривать из расчета 2,5 м2 при фронтальных формах 3,5 м2 при индивидуальных и групповых формах.

Высота потолков - не менее 2,75 м. Наполняемость классов - не более 25 человек.

Спортивный зал.

Находится на 1 этаже либо в отдельном блоке. Допустимо на 2 этаже при звукоизоляции. Площадь зала-9х18м; 12х24м; 18х30м. Высота - не менее 6м. В зале должны быть снарядные, отдельные раздевалки, душевые для мальчиков и девочек.

Обеденный зал.

Зал рассчитан на посадку детей в 3 смены, в новых данных – на 2 очереди. Площадь на 1 место равна – не менее 0,7 м2. Обеденный зал должен быть оснащен умывальными раковинами, одноразовыми полотенцами, мылом, туалетной бумагой, краном (1 кран на 20 учащихся или по новым санитарным правилам 1 кран на 10 посадочных мест).

Актовый зал.

Площадь зала определяется числом посадочных мест – 0,65 м 2 на посадочное место.

Библиотека.

Площадь равна – 0,6 м2 на одного обучающегося.

Коридоры (рекреации).

Площадь – о,6 м2 на на 1 учащегося. Ширина при одностороннем расположении классов равна – не менее 4м., при двустороннем - не менее 6м. Площадь коридора зального типа из расчета 2 м2 на учащегося.

Медицинское обслуживание.

Площадь кабинета врача- 14 м2, длина – не менее 7м.

Площадь процедурной – 14 м 2.

По новым санитарным правилам процедурные и прививочные кабинеты должны располагаться отдельно.

Площадь зубного врача- 12 м2. площадь кабинета психолога- 10 м2.

Требования к оборудованию.

Столы учеников – двухместные, аудитории, чертежные или лаборантские.

Расположение оборудования может быть двухрядное, трехрядное или однорядное. Использующийся материал должен быть безвредным для детей, соответствовать росто-возрастным особенностям, учитывать состояние зрения и слуха. По ГОСТу существует 6 номеров мебели. Дистанция сиденья парты должна быть №1-4см; №2,3-5-6см; №4-7-8см. Расставление от меньших номеров к большим.

Расстановка парт.

Между рядами 2 мест- 60см.

между рядом и наружной стеной- 50-70см.

между рядом и внутренней стеной-50см.

от последних рядов до стены-70см.

от первой парты до доски-240см.

расстояние от последней парты до доски - не более 860см.

угол видимости доски - не менее 35 0

глубина комнаты – не более 6м.

Требования к кабинетам физики, химии

Кабинет должен быть оснащен специальным рабочим столом, демонстрационным столом, вытяжным шкафом, который находится у наружной стены со стороны учительского стола, водой, электричеством.

Также должны быть пульты для экстренного отключения.

Лаборантская находится со стороны стола учителя, имеет два выхода.

Мастерские.

Площадь на 1 рабочее место – 6 м 2. Столярные, верстаки должны находится под углом в 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене. Свет должен падать слева. Расстояние между верстаками 80 см. (переднее и заднее направление).

Слесарные: левостороннее, правостороннее освещение с перпендикулярным размещением верстаков к светонесущей стене, расстояние 1 м. - между рядами одноместными, 2м.- между двухместными. Тиски - не менее 90см. между их осями. Должна быть защитная сетка – высотой 65-70см.

Воздушно-тепловой режим.

· Отопление может быть центральным или водяным.

· Температура в основном помещении-18-24 0С, в спортивном зале и мастерской-17-20 0С, в медицинских кабинетах, раздевалках- 20-22 0С, в душевых-25 0С. В комнатах должны быть установлены бытовые термометры.

· Относительная влажность воздуха-40-60%.

· Скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с.

Проветривание комнат должно проводиться во время перемен, проветривание коридоров - во время уроков. Размеры форточек определяются по соотношению- площадь форточки: площадь пола = 1:50 (не менее).

· Освещение.

-Естественное боковое левостороннее.

КЕО= не менее 1,5 % в наиболее удаленной точке от окон. Световой коэффициент - не менее 1:6.

Ориентация окон - Юг, юго-восток, восток. Ориентация окон на север в кабинетах черчения, рисования, кухни. В кабинетах информатики ориентация окон- север, северо-восток.

Не рекомендуются закрытые окна, цветы.

Мытье окон не реже 2 раз в год. Деревья должны быть посажены не ближе 15 м. от школы, кустарники –не ближе 5 м.

Продолжительность инсоляции должна быть не менее 2 часов в день.

- Искусственное освещение.

Люминесцентные лампы, светильники располагаются параллельно светонесущей стене, расстояние 1,2 м. от наружной и 1,5 м. от внутренней стены.

Раздельное включение линии светильников.

Уровень освещения рабочего стола составляет 300-500 люкс, в кабинете черчения-500 люкс, в кабинете информатики на столах -300-500 люкс, в спортивном зале на полу-200 люкс, в коридоре на полу-150 люкс.

Существует также дополнительное освещение досок. Это софиты на 0,3 м. выше и 0,6м в сторону от доски составляющие 300-500 люкс.

Требования к организации учебно-воспитательного процесса.

Признаки утомления:

1.снижение продуктивности труда

2.ослабление внутреннего торможения

3.ухудшение регуляции физиологических функций,

4.появление частой усталости.

Утомление – это физиологический процесс, защитная реакция, пусковой механизм для тренировки организма.

Переутомление – не соответствие нагрузки. Примеры: изменения в поведении ребенка, плаксивость, нервно-психические расстройства, потеря аппетита. Это все приводит к усугублению симптомов, нервно-психическим нарушениям, нарушению сна, ВНС, (аритмия, вегетососудистая дистония), уменьшению сопротивляемости организма, не исчезающих после отдыха и требуют коррекционной терапии.

Принципы.

1.соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям.

2.научная организация учебного процесса.

3.обеспечение оптимального условия обучения.

Учебный процесс и расписание должны составляться с учетом дневной и недельной динамики работоспособности.

1 период-врабатывание

2 период – высокой и устойчивой работоспособности

3 период – уменьшение работоспособности

а) неполная компенсация б) зона конечного прорыва в) стойкое уменьшение работоспособности

Требования к составлению расписаний уроков

Необходимо чередовать различные виды деятельности и распределять учебные предметы в соответствии с динамикой работоспособности.

Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов без нулевых уроков.

В гимназиях с углубленным изучением, лицеях- 1 смена.

Школы с 2 сменами: в 1 смену обучаются учащиеся-1-5 классов, выпускные классы, классы компенсирующего обучения. Обучение в 3 смены запрещено.

Количество часов в неделю не должно превышать для 1 класса-21 часов в неделю; 11 класса- 37 часов в неделю.

Количество уроков в день: 1 класс- 4 урока в день, один день в неделе 5 уроков за счет физической культуры; 2-4класс- 5 уроков в день, один в неделе 6 уроков за счет физической культуры; 7-10 классы- не более 7 уроков в день.

Расписание для факультетских занятий должны начинаться не ранее чем через 45 минут после основных занятий.

Максимальная работоспособность составляет 10-12 часов.

Основные предметы в младших классах ставятся 2-3 уроками, в средних и старших классах-2-4 уроками. Занятия физической культурой ставятся в числе последних уроков (возможно в течение дня).

Сдвоенные уроки в начальных классах не проводятся. Учебной работы составляет-60-80% (это процентное отношение времени, потраченного на учебную деятельность к продолжительности всего урока).

Длительность уроков не должна превышать 45 минут, при компенсирующем обучении – не больше 40 минут. Продолжительность перемен- не больше 10 минут, большие перемены- 20-30 минут, после 2 или 3 урока.

1 класс- 5-дневная учебная неделя, обучение только в 1 смену, без балльной оценки и домашнего задания. Соблюдение ступенчатого режима увеличения нагрузки. В сентябре октябре-3 урока по 30 минут; ноябрь-декабрь- 4 урока по 35 минут; второе полугодие- 4 урока по 45 минут. Дополнительная одна неделя начинается в середине 3 четверти. В продленном дне- дневной сон, 3-х разовое питание, прогулки. В середине учебного дня необходима учебная пауза в 40 минут. Перерыв между сменами не более 30 минут. Уроки физической культуры не менее 3-х раз в неделю.

Урок делится на 3 части6 это вводная, основная и заключительная части. (т.е в соответствии с динамикой работоспособности)

Требования к обучению с использованием ЭВМ.

Значение использования современных информационных технологий:

20) положительная мотивация к обучения.

21) увеличения объема получения информации

22) активизация умственно-познавательной деятельности

23) повышение эффективности самостоятельной работы

24) реализация новой формы и метода обучения

25) использование методов обучения детей с аномалиями развития

26) количество усвоенного материала повышается в 2-3 раза

Физические факторы:

1.электростатическое поле (заряженные частицы, в воздухе аэрозоль пылевых частиц)

2.Электромагнитное поле.

3. рентгеновское излучение в старых мониторах.

4. шум

5.ухудшение параметров микроклимата (температура, влажность).

Химические факторы:

Происходит выделение токсических веществ из материала для отделки помещения, материала компьютера. Такие вещества как формальдегид, фенолы. При этом повышается количество озона, а содержание кислорода уменьшается, также увеличивается содержание углекислого газа, повышается запыленность помещения.

Действие компьютера на организм:

· действие на зрение- астенопатия - зрительный симптом-пелена, неясные очертания, глазной симптом- ощущение усталости, жжения, дискомфорт.; переутомление мышечного аппарата- спазм аккомодации. Происходит снижение остроты зрения(скорость=1 диоптрий в год), так как изображение нестабильное(точки), эффект дрожания, экран расположен не как книга.

· действие на опорно-двигательный аппарат- перенапряжение трапециевидной мышцы.

· изменение функционального состояния - уменьшение работоспособности, увеличение ошибок.

· различные нервно-психические расстройства - тревога, раздражимость, нарушение сна, подавленность.

Внешние факторы:

· продолжительность работы

· эргономика рабочего места

· структура занятий

СанПиН 2.2.2. 2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организация работы».

Требования к компьютеру

1.абсолютная безвредность для здоровья

2.электоро- и травмобезопасность

3.отсутствие денатурирующего эффекта на окружающую среду

4.Отсутствие эффекта утомления.

5.Возможность использования для разных возрастных групп.

6.возможность компенсаторного отклонения в состоянии здоровья

Диаметр/диагональ монитора – не менее 31/15 дюймов. Клавиатура должна быть в виде отдельного устройства, размер – не менее 13мм.(оптимальный размер-15мм.).

Требования к помещению:

Запрещается размещение в цокольных и подвальных помещения. Площадь должна быть не менее 6 м 2, площадь -4,5 м 2 возможна при оборудовании помещения плоскими (ЖК) экранами, высота – не менее 4м. Должна быть лаборантская площадью-1,8м 2 . В помещении должны быть аптечка, огнетушитель (углекислотный).

Микроклимат.

Температура-18-210С, относительная влажность - 55-62%, скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с.

Освещенность

- естественное. Окна – север, северо-восток. КЕО=1,5

-искусственное - на столе 300-500 люкс, на экране300 люкс. Светильники необходимы при рядном расположении в виде сплошных или прерывающихся линий, сбоку от рабочего места. При периметральном расположении, светильники располагаются над рабочим столом, ближе к переднему краю.

Расстояние от глаз до экрана составляет 60-70см. (не менее 50см.). линия взора направлена на середину экрана (на 2/3 его высоты).

Расстояние между компьютерами(их боковыми поверхностями)=1,2м не менее, между мониторами-1м. и

Режим обучения.

Длительность занятий с ЭВМ для 1-4 классов=15 минут; 5-7 классов=20минут; 8-11 классов=25 минут. Количество уроков в день для 1-4 классов-1 урок в день; 5-8 классов-2 урока в день; 9-11 клссов-3 урока в день.

Лекция № 26

Экологическая обстановка в РФ, РБ и г. Уфе.

Экология- учение о доме,(«экос»-дом, «логос»-учение).

Виды:

Промышленная экология- изучает условия труда.

Сельскохозяйственная экология.

Экология жилища.

Эндоэкология.

Экология тела.

Экология семьи.

Экология и гигиена взаимосвязаны

Экология- наука, изучающая законы изменения здоровья из-за изменения условий проживания.

Гигиена- не только изучает причины, но и дает профилактические меры.

Экология базируется на законах, несущих декларативный характер:

4. Природа знает лучшее- любые не обдуманные действия человека на природную среду приносят непоправимый вред, отражающийся на здоровье человека.

5. Ничто не дается даром, за все надо платить.

6. Все должно куда-то деваться.

7. Все связано со всеми. Изменение состояния любой части среды приводит к изменениям другой части среды.

Экологическая ситуация в РФ.

РФ занимает 1/6 части всей суши и 1/5 всего земного шара.

На экологическую ситуацию оказывает:

1) Природные факторы

2) Антропогенные факторы

1) Недостаточность ресурсов для выполнения природоохранных мероприятий. 40% территории РФ находиться в зоне вечной мерзлоты, при этом любые выбросы консервируются. Процесс очищения резко замедлен.

Окруженность разными развитыми государствами страны Скандинавия, Западной Европы и др. приводит к тому, что трансконтинентальные переносы загрязняют Китай, Япония, Дальний Восток.

2) Значительный износ основных средств развития транспорта, промышленности и др. Экстенсивный рост развития народного хозяйства (поверхностная обработка полезных ископаемых приводит к загрязнению окружающей среды) г. Сибай (горы пустой породы).

Недостаточность средств на природноохранные мероприятия

Недостаточность экологического образования у населения.

Основные экологические проблемы:

3 групп территорий:

-эклогически благополучные территории(здравницы,курортные зоны, г. Сочи),; в РБ- Янган-Тау, Красноусольск. Не более 1%.

-Территория экологического неблагополучия. Загрязнение почвы воды и т.д. 30-40% территории РБ.

- территория экологического бедствия. Близ Чернобыля, вокруг Аральского моря и т. д.

Центральный Европейский регион: г. Москва, Нижний Новгород, Тула, Воронеж.

Природный фактор: территория добычи бурых углей, торфяные месторождения, которые периодически загораются с образованием дыма.

Антропогенный фактор: крупный мегаполис, сосредоченность крупных промышленных предприятий на небольшой территории, военные предприятия(г. Арзамас), своеобразные транспортные связи через Москву.

Северо-западная Европейская часть России: г.Санкт-Петербург

Суровый природно-климатические условия, болотистые места, соседство с развитыми странами Скандинавии, Балтики(северо-западные ветра, затопление города).

Край судостроения, центр металлургии. Загрязнение воды и воздуха. Река Нева- 10% сточных вод.

Поволжье(реки Волга, Ока, Кама, Белая).

Природные условия: земли пригодны для земледелия(Астрахань, Волгоград.)

Волга. Каскад водохранилищ, цепь искусственных морей. Загрязнение их и нарушение самоочищения. Крупные промышленные предприятия(г.Самара).Большое Западное химическое оружие(Мордовия).

Западная область РФ.

Близко расположен к Украине и Белоруссии.

Урал: Пермский край,РБ, Свердловская область.

Суровый край.Имеет место уральский коэффициент. Исключительное богатство полезными ископаемыми- нефть, газ, металлы(цветной и черный), асбест. Промышленные предприятия по добыче и переработке железа и меди (г. Ревда, Нижний-Тагил, Челябинская область, Белорецк, Златоуст). Добыча ртутных соединений. Радиохимический комбинат- взрыв в 1957 году привело к загрязнению окружающей среды.

Мирные ядерные взрывы, многочисленные подземные взрывы образуют пустоты для хранения газа в последующем приводящие к взрывам. Взрыв в поселке Урам Оренбургской области.

Западная Сибирь.

Богат природными ископаемыми: нефть и газ. Болотный характер территории. Гниение и минерализация органических веществ,выделение метана и других продуктов болотного происхождения. Недостаточность коммуникация, трубопроводы(разрыв- катастрофа).

Улу-Тагинская трагедия(передача газа).

Восточная Сибирь.

Богат каменным углем. Суровый климат.

Дальний Восток.

Своеобразные климатические условия связанные с близким расположением к тихому океану. Богатые месторождения каменного угля(Сахалин, Камчатка), отсутствие дорог.

Выводы: Ограниченная территория-

1) Сочетает природные и антропогенные факторы

2) Влияние современных и традиционных(устаревших) технологий.

3) Разнообразные экологические ситуации.

Экологическая обстановка в РБ.

Евроазиатская республика на территории Урала. Центральную часть занимает Уфа, Благовещенск, Бирск. Интенсивный рост машиностроительной нефте- химической и перерабатывающих предприятий. Без учета экологической емкости. Заводы расположены без учета розы ветров(южная часть Стерлитамак, Кумертау, Мелеуз).

Промышленные комплексы на малой территории.Включает водные объекты(река Белая если не рассматривая как источник водоснабжения.

Переработка тяжелых металлов органических веществ(Стерлитамак, комбинат «Сода»).

Западная часть: Октябрьск, Туймазы, Белебей.

Нефтедобыча, интенсификация, детергенты(вымывание нефти из недр под давлением 150-200 атм.) ПАВ.

Северо-восточная часть: Дуван, Киги, Белокатай.

Башкирское Зауралье.

Суровые климатические условия. Мало воды (относительный дефицит).Богатые запасы цветного металла(Сибай), черного металла(Учалы, Белорецк и Магнитогорск).

Г. Уфа

Находиться у места слияния рек Дема и Уфимка. Вытянута с севера на юг(70км.), ширина 3 км. Необходимость развития транспортных путей и железнознодорожных трасс привело к стеснению. Территория интенсивно загрязняется автомобильными выбросами. Заводы в Черниковке- единый комплекс на небольшой территории.Много промышленных предприятий в черте жилых районов(на улице Аксакова завод гидравлики, БГМУ находиться в зоне включающий завод «Уфимкабель» и т. д.).

Профилактические мероприятия

1) Законодательные мероприятия. Экологические экспертизы обоснованные на ПДУ шума и вибрации, ПДК,ПДС,ПДВ.

2) Совершенствование техники.

3) Технологические мероприятия.

4) Постепенный вывоз опасных заводов с жилых территорий или наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: