Политико-правовое учение Джона Локка

Политико-правовое учение Томаса Гоббса

Представитель Школы Естественного права в Западной Европе.

· «Философское начало учения о гражданине». «Левиафан».

Гоббс считал: До государства человек прибывал в естественном состоянии. В естественном состоянии человек движим свом внутренним природным эгоизмом, который приводит к возникновению войны «всех против всех», где человек человеку волк. В конечном итоге люди истребили бы друг друга, если бы природа не наделила бы их инстинктом самосохранения. Для того чтобы обеспечить мир и прекратить войну всех против всех, люди заключают общественный договор и создают государство. Государство – гарант мира и безопасности людей. Государству должна пренадлежать абсолютная политическая власть. (Абсолютная монархия). Только при этом условии можно гарантировать мир и безопасность. Разделение государственной власти разрушает государство. Лучше для людей политический абсолютизм, чем необузданные конфликты частных интересов. Подданные государства передают ему все свои естественные права и свободы. Власть государства – это фактически монополия на жизнь и смерть подвластных. Власть суверена (монарха) выше закона. У подданных есть право на восстание, если монарх подвергает их жизнь опасности. Именно абсолютна власть может гарантировать мир, порядок и безопасность

Вторая часть его учения – Теория естественных законов.

Естественный закон в понимании Гоббса – это свобода что – либо делать или не делать. Позитивный закон (закон государства) – это предписание что – либо делать или не делать. Предписание должно исходить от гос органа.

Гоббс выделял 16 естественных законов. Из них три основных и одни всеобщий.

Три основных:

· Необходимо стремиться к миру и следовать ему.

· Каждый отказывается от своих прав в той мере, какой требует интересы мира и самозащиты

· Люди должны выполнять заключённые между ними соглашения. В этом лежит начало справедливости.

Всеобщий закон: Не делай другим того, чего не желаешь себе! Государство образуется для свободной реализации естественных законов

«Два трактата о государственном правлении»

Основатель европейского либерализма. Считал, что государство возникает в результате заключения общественного договора. Но в основе договора иные причины, чем у Гоббса. Он считал, что в естественном нет войны всех против всех.

Но у людей есть одна важная проблема: кто от имени всего общество должен улаживать конфликты и вершить правосудие? А также наказывать преступников? И люди создают такую судебную инстанцию в лице государства, которая от имени всего общества получает право вершить суд.

Отличие от Гоббса: заключая общественный договор подданные сохраняют свои естественные неотчуждаемые права, не передают их государству. Государство призвано укреплять их и защищать.

Локк вводит понятие неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.

Три основных неотчуждаемых права (Локковская триада):

1. Право на жизнь

2. Право на свободу (право быть свободной личностью

3. Право частной собственности

На этих трёх китах основана вся европейская политическая и экономическая система.

Неотчуждаемые права личности – это граница, до которой действует государство.

Локк уделяет закону особую роль. Закон – это мера дозволенного поведения, конституирующий признак государства. Действие закона должно быть стабильно и длительно во времени. Он обязателен для исполнения всеми гражданами. Там, где нет законов, там нет свободы. «Нельзя достичь свободы всех, не защищая свободу каждого».

Локк выступает за разделение властей. А также за конституционную монархию, как оптимальную форму правления.

Суверенитет народа выше суверенитета государства и у народа всегда есть право на восстание.

ТЕМА: Политические и правовые учения в Голландии в 17 веке.

1. Учение Гуга Гроция о государстве и праве

2. Учение Баруха Спинозы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: