Политико-правовое учение Томаса Гоббса
Представитель Школы Естественного права в Западной Европе.
· «Философское начало учения о гражданине». «Левиафан».
Гоббс считал: До государства человек прибывал в естественном состоянии. В естественном состоянии человек движим свом внутренним природным эгоизмом, который приводит к возникновению войны «всех против всех», где человек человеку волк. В конечном итоге люди истребили бы друг друга, если бы природа не наделила бы их инстинктом самосохранения. Для того чтобы обеспечить мир и прекратить войну всех против всех, люди заключают общественный договор и создают государство. Государство – гарант мира и безопасности людей. Государству должна пренадлежать абсолютная политическая власть. (Абсолютная монархия). Только при этом условии можно гарантировать мир и безопасность. Разделение государственной власти разрушает государство. Лучше для людей политический абсолютизм, чем необузданные конфликты частных интересов. Подданные государства передают ему все свои естественные права и свободы. Власть государства – это фактически монополия на жизнь и смерть подвластных. Власть суверена (монарха) выше закона. У подданных есть право на восстание, если монарх подвергает их жизнь опасности. Именно абсолютна власть может гарантировать мир, порядок и безопасность
|
|
Вторая часть его учения – Теория естественных законов.
Естественный закон в понимании Гоббса – это свобода что – либо делать или не делать. Позитивный закон (закон государства) – это предписание что – либо делать или не делать. Предписание должно исходить от гос органа.
Гоббс выделял 16 естественных законов. Из них три основных и одни всеобщий.
Три основных:
· Необходимо стремиться к миру и следовать ему.
· Каждый отказывается от своих прав в той мере, какой требует интересы мира и самозащиты
· Люди должны выполнять заключённые между ними соглашения. В этом лежит начало справедливости.
Всеобщий закон: Не делай другим того, чего не желаешь себе! Государство образуется для свободной реализации естественных законов
«Два трактата о государственном правлении»
Основатель европейского либерализма. Считал, что государство возникает в результате заключения общественного договора. Но в основе договора иные причины, чем у Гоббса. Он считал, что в естественном нет войны всех против всех.
Но у людей есть одна важная проблема: кто от имени всего общество должен улаживать конфликты и вершить правосудие? А также наказывать преступников? И люди создают такую судебную инстанцию в лице государства, которая от имени всего общества получает право вершить суд.
|
|
Отличие от Гоббса: заключая общественный договор подданные сохраняют свои естественные неотчуждаемые права, не передают их государству. Государство призвано укреплять их и защищать.
Локк вводит понятие неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.
Три основных неотчуждаемых права (Локковская триада):
1. Право на жизнь
2. Право на свободу (право быть свободной личностью
3. Право частной собственности
На этих трёх китах основана вся европейская политическая и экономическая система.
Неотчуждаемые права личности – это граница, до которой действует государство.
Локк уделяет закону особую роль. Закон – это мера дозволенного поведения, конституирующий признак государства. Действие закона должно быть стабильно и длительно во времени. Он обязателен для исполнения всеми гражданами. Там, где нет законов, там нет свободы. «Нельзя достичь свободы всех, не защищая свободу каждого».
Локк выступает за разделение властей. А также за конституционную монархию, как оптимальную форму правления.
Суверенитет народа выше суверенитета государства и у народа всегда есть право на восстание.
ТЕМА: Политические и правовые учения в Голландии в 17 веке.
1. Учение Гуга Гроция о государстве и праве
2. Учение Баруха Спинозы