В пути следования осматривают, если

Схема, показывающая порядок монтажа буксы

Существует три способа посадки подшипников на шейку оси — горячая, втулочная и прессовая. В буксовых узлах современных конструкций вагонов используется горячая и прессовая посадки подшипников.

Горячая посадка обеспечивается за счет разности диаметров шейки оси и внутреннего кольца. Диаметр отверстия внутреннего кольца должен быть меньше диаметра шейки на величину натяга, равного 40-70 мкм. При монтаже буксового узла внутренние кольца нагревают до температуры 100-120°С, в результате чего кольца расширяются и свободно надеваются на шейку. После остывания они плотно обхватывают шейку. Горячая посадка наиболее технологична для цилиндрических подшипников и применяется поэтому в типовом буксовом узле.

Втулочная посадка подшипника на шейку оси обеспечивается с помощью конусной разрезной закрепительной втулки, которая запрессовывается между шейкой оси и внутренним кольцом. В процессе запрессовки контролируются величина давления и продвижение втулки. Такая посадка применялась для закрепления однорядных цилиндрических и двухрядных сферических подшипников в вагонах старой постройки.

Прессовая посадка применяется для установки внутренних колец конических подшипников кассетного типа в тележках зарубежных вагонов, а также в отечественных тележках пассажирских вагонов нового поколения для скоростей движения 200 км/ч.

После монтажа буксового узла внутреннюю его часть заправляют консистентной смазкой. С 1973 г. для роликовых подшипников применяется консистентная смазка ЛЗ-ЦНИИ. Основное ее назначение — это обеспечение противоизносных, противокоррозионных и противозадирных явлений в процессе работы подшипников. В основном эти функции смазка ЛЗ-ЦНИИ. выполняет, но при длительной эксплуатации и особенно при попадании в буксу воды до 5% ее качества снижаются, что отражается на работоспособности подшипников (происходит схватывание торцов роликов с бортами колец, коррозионные

Подшипники применяются двух видов: с цилиндрическими или сферическими роликами. Подшипники состоят из: наружного кольца; внутреннего кольца; роликов и сепаратора (разъемный (сферические ролики), неразъемный (цилиндрические ролики)).

Когда подшипники напрессовывают на шейку оси колесной пары, устанавливают между ними лабиринтовое кольцо, перед предподступичной частью оси колесной пары ставится уплотнительное кольцо – чтобы не вытекала смазка, на хвостовик с резьбой наворачивается специальная корончатая гайка М-110 удерживающая подшипники, а чтобы гайка не слетела, устанавливается стопорная планка.

Посадка подшипников бывает:

Горячая – когда внутреннее кольцо нагревают до определенной температуры и на специальных станках напрессовывают на шейку оси колесной пары.

Втулочная – когда на специальных станках запрессовывают разрезную втулку между внутренним кольцом подшипника и шейкой оси колесной пары.

На шейку оси колесной пары устанавливают два подшипника, они могут быть:

со сферическими роликами;

один со сферическими другой с цилиндрическими роликами;

с цилиндрическими роликами.

В последнее время преимущественно используются подшипники с цилиндрическими роликами – лучше в эксплуатации, меньше изнашиваются.

Причины грения роликовых букс:

Неправильная подборка и напрессовка подшипников на шейку оси колесной пары;

Излом или разрушение одного из элементов подшипника (ролик, сепаратор);

Недостаточное или излишнее количество смазки в буксе;

Попадание в буксу песка, влаги, металлической стружки (по халатности рабочих).

IV. Термодатчики, их устройство и назначение.

Термодатчики предназначены для своевременного выявления греющихся букс вагона. Они ввернуты в корпуса всех букс.

Термодатчик состоит из: корпуса; двух изолированных проводов спаянных внутри корпуса легкоплавкой вставкой (олово).

Провода от термодатчиков соединены в единую цепь по которой пропускается электрический ток и выведены к электрораспределительному щиту, находящемуся в служебном купе проводника. На распределительном щите имеется сигнализация контроля нагрева букс (СКНБ) состоящая из: лампочки; звонка; тумблера или кнопки.

При нагреве буксы до t 83-92 С легкоплавкий металл в корпусе термодатчика плавится и происходит размыкание электрической цепи – срабатывает СКНБ.

При срабатывании СКНБ на распределительном щите загорается лампа и звенит непрерывный звонок.

В связи с имеющими место случаями ложного срабатывания СКНБ, что выясняется после остановки поезда и проверки степени нагрева букс данного вагона, в систему был включен электронный блок, а вместо термодатчика -позисторный датчик, который при нагреве букс увеличивает свое сопротивление без расплавления.

Этот электронный блок смонтирован на распределительном щите и отличает ложное срабатывание (механическую неисправность цепи) от перегрева. При срабатывании блок "анализирует" ситуацию и сигнализирует проводнику вагона. При ложном срабатывании звучит прерывистый сигнал и лампочка мигает, при перегреве же звучит непрерывный сигнал и лампочка не мигаетПри приемке вагона проводник обязан проверить исправность СКНБ тумблер опустить в нижнее положение (искусственно разрывается цепь) – должна загореться лампочка и зазвенеть звонок, тумблер СКНБ поднять вверх (замкнуть цепь) лампочка гаснет перестает звенеть звонок – СКНБ исправна.

Сигнализация контроля нагрева букс (СКНБ, СКНБП).

СКНБ служит для повышения безопасности движения поездов. Она позволяет постоянно контролировать нагрев букс и предупреждать аварии в результате перегрева и разрушения роликовых подшипников.

Электрическая схема СКНБ с электромагнитным реле - двухпроводная и постоянно находится под напряжением. Все термодатчики установлены на буксах тележек и соединены между собой последовательно. В цепь термодатчиков последовательно включена катушка реле. Параллельно термодатчикам через два размыкающих контакта реле подключены сигнальная лампа, находящаяся на щите, и звонок.

Когда катушка реле под напряжением, цепь сигнальной лампы и звонка обесточена. Выключатель на щите служит для проверки цепи сигнализации.

Провода от термодатчиков проложены по раме тележки в трубах. Провода тележек соединены с проводами на кузове с помощью специальных штыревых разъемов на каждой из двух тележек. Сигнализация защищена двумя предохранителями.

Внутри латунного корпуса термодатчика расположен легкоплавкий сплав, к которому подключен двухжилный провод. Концы провода, залитые сплавом, служат контактами.

При нагреве корпуса буксы в месте установки термодатчика до температуры 83-92 °С сплав расплавляется и замыкает его контакты. При размыкании цепи реле обесточивается и своими размыкающими контактами замыкает цепь звонка и сигнальной лампы.

При любом разрыве цепи катушки реле в служебном купе звонит звонок и загорается сигнальная лампа. Поэтому при отправлении в рейс проводник проверяет исправность сигнализации при помощи выключателя на щите. На некоторых вагонах вместо выключателя проверки работы сигнализации применяется кнопка и имеется возможность отключения цепи звонка.

В связи с имеющими место случаями ложного срабатывания СКНБ, что выясняется после остановки поезда и проверки степени нагрева букс данного вагона, в систему был включен электронный блок, а вместо термодатчика -позисторный датчик, который при нагреве букс увеличивает свое сопротивление без расплавления.

Этот электронный блок смонтирован на распределительном щите и отличает ложное срабатывание (механическую неисправность цепи) от перегрева. При срабатывании блок "анализирует" ситуацию и сигнализирует проводнику вагона. При ложном срабатывании звучит прерывистый сигнал и лампочка мигает, при перегреве же звучит непрерывный сигнал и лампочка не мигает. При проверке перед отправлением в рейс включателем включают прерывистый сигнал, звучание которого свидетельствует об исправности сигнализации. При срабатывании СКНБП проводник должен срочно сорвать стоп-кран, вызвать начальника поезда и поездного электромеханика, оградить поезд, проверить на ощупь температуру буксового узла.

выброс смазки хлопьями на диск и обод колеса, наружную обшивку вагона, в смазке металлические включения

смотровая крышка со следами окалины, деформирована, крышка нагрета сильнее корпуса

одна часть корпуса нагрета сильнее другой

при отстукивании крышки ниже центра дребезжащие звуки или двойные удары (отбой)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: