Управляющие сопла (поворотные или неподвижные).
Управляющий двигатель подвижный (поворотный) или неподвижный.
Основной многокамерный двигатель работает в режиме форсирования- дросселирования тяги
Рис.21
Рис.22
Газ из генератора подается на управляющие сопла и они поворачиваются.
1. Воздушные и газовые рули.
2. Воздушные рули в паре с основными двигателями, работающими в режиме форсирования –дросселирования.
Примечание:
Все перечисленные органы управления могут создавать управляющие моменты рысканья и тангажа, однако не все из них пригодны для создания момента крена.Если на ракете имеется один поворотный двигатель или если силы создающие момент рысканья и тангажа направлены вдоль продольной оси ракеты, то в этом случае для создания момента крена необходимо применять специальные управляющие двигатели, тяга которых действует в поперечной плоскости ракеты.Величина сил, создаваемая органами управления зависит от перемещений этих органов (чаще всего угловых) или от секундного расхода топлива, если для создания управляющей силы используется рассогласование тяг основных двигателей.
|
|
Рассмотрим определение сил и управляющих моментов, создаваемыми органами управления на примере ракеты с четырьмя управляющими двигателями.
Положительным отклонения управляющего двигателя будем считать его поворот против часовой стрелки, если смотреть со стороны соответствующей оси.
Т.е. на рис.23 положительным отклонением двигателей 2 и 4 будет отклонение вниз, а для двигателей 1 и 3 – отклонение вправо. Будем считать, что тяги всех четырех управляющих двигателей равны по величине.
Запишем проекцию Р управляющих двигателей на оси OX1Y1Z1
где - соответственно углы отклонения управляющих двигателей 1, 2, 3, 4.
- расстояние от носка ракеты до оси вращения управляющего двигателя.
- расстояние от носка ракеты до центра тяжести ракеты.