К российским участникам ВЭД относятся юридические лица, созданные на территории и по законодательству РФ:
- предприятия:
-общественные и религиозные организации;
-благотворительные и др. фонды;
-объединения юридических лиц (союзы).
К иностранным участникам в соответствии с федеральным законом №160»Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» относят:
-иностранные юридические лица (предприятия);
-иностранные граждане;
-иностранные государства;
международные организации.
К международным экономических организациям относят:
Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития и др.
Международный валютный фонд (МВФ).
Многосторонняя межправительственная валютно-кредитная организация, имеет статус специализированного учреждения ООН. Утверждён на международной валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вуде (США) в 1944 году.
Уставные цели МВФ- консультация и сотрудничество между странами-членами по международным валютным проблемам, содействие сбалансированному росту и эффективности международной торговли и обмена путём стабилизации валютных курсов, предотвращение конкурентного обесценения валют, а также установления многосторонней системы платежей по текущим сделкам между странами-членами и устранения валютных ограничений, предоставления кредитов для урегулирования платёжных балансов.
|
|
По мнению Мовсесяна Александра Григорьевича и Огнивцева Сергея Борисовича –МВФ является основным наднациональным валютно-финансовым институтом.
Средства МВФ формируются за счёт взносов стран-членов в соответствии с утверждённой квотой, величина которой зависит от потенциала страны, места и роли в мировой экономике и международной торговле.
Уставный капитал МВФ более 100млрд долл. Длительное время в МВФ преобладало влияние США и хотя доля голосов США снизилась с 30% в 1948г. До 19% в1988 г.США продолжает оказывать давление по неформальным каналам на руководство МВФ при принятии решений.
В настоящее время МВФ центр глобальной финансовой политики в мире.
Стабилизационные программы Фонда обычно предполагают при предоставлении финансовой и кредитной помощи введение режима жёсткой экономии, реформы налоговой политики, сокращения бюджетных расходов путём замораживания зарплаты гос.служащих и рабочих, уменьшения субсидий. Высший орган МВФ-Совет управляющих из представителей членов.
Оперативной деятельностью руководит директорат из 22 исполнительных директоров. Местонахождение органов МВФ-г.Вашингтон (США) и его отделений г.Женева (Швейцария) и г.Париж (Франция). Россия входит в МВФ с 1992г.
|
|
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) –специализированное кредитно-финансовое учреждение ООН. Создано одновременно с МВФ по решению международной валютно-финансовой конференции, состоявшейся в г. Бреттон-Вудс (США)в 1944 году
Уставом (МБРР) определены направления его деятельности:
- создание условий для стимулирования международного потока долгосрочных инвестиций
-содействие реконструкции и развитию экономики территорий стран
-облегчение перевода военной экономики в гражданскую
Акционерный капитал ММБР более142 млрд долл. Членами ММБР могут быть только члены МВФ
Значительную часть средств Банк получает на рынке частного капитала, что обусловливает высокую стоимость его кредитов. ММБР специализируется на долгосрочных кредитах (15-20) лет, направляемых на обеспечение структурных сдвигов (изменений) в экономике стран-заёмщиков.
МБРР постепенно превратился в мировой центр выработки и апробации стратегий развития слабых стран.
Свою политику ММБР реализует через установление приоритетных направлений проектного кредитования (проекты развития инфраструктуры, с.х. объектов идр.)
МБРР и МВФ занимают центральное место в общемировых финансах и оказывают влияние на международную кредитную и инвестиционную структуру мировой экономики.
Высшим руководящим органом МБРР является Совет управляющих, в котором представлены все государства –члены Банка.
Исполнительную власть и оперативный контроль за операциями МБРР осуществляет Директорат, состоящий из 21 исполнительного директора, 5 из которых являются постоянными членами (представители США, Великобритании, Франции, Японии, Германии).
Президентом избирается гражданин США. Штаб-квартира находится в г.Вашингтон (США).
6. ВЭД субъектов Российской экономики и международное разделение труда.
В современный период Россия занимает место донора энергоресурсов.
Хотя если обратиться к истории развития, Россия всегда была аграрной страной с мощным индустриальным потенциалом.
Международное разделение труда – это
Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли дефицитными товарами. Торговля и извлекаемые из неё выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определённых видов экономического продукта.
Международная конкуренция и проблема специализации России.
К потенциальным конкурентным преимуществам России относятся:
1) крупные природные ресурсы (минеральные, земельные, водные, лесные), имеющие по некоторым видам мировое значение;
2) многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
3) значительные масштабы накопленных основных производственных фондов народного хозяйства;
4) наличие в некоторых отраслях промышленности (главным образом в военно-промышленном комплексе) уникальных передовых технологий, опирающихся на достижения российской науки.
Однако реализации этих преимуществ препятствует целый ряд конкурентных слабостей российской экономики:
• преобладание в большинстве отраслей народного хозяйства отсталых, неконкурентоспособных по современным стандартам технологий, концентрация основной массы передовых технологий в ВПК;
• чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства;
|
|
• огромный износ основных фондов;
• весьма ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала;
• значительная политическая, экономическая и социальная нестабильность;
• засилье бюрократии и криминализация экономики;
• резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии регионов России.
В 90-х гг. сравнительные преимущества российской экономики либо использовались в недостаточной степени, либо вообще не использовались. В условиях системного кризиса многие конкурентные преимущества России были ослаблены: отмечен крайне низкий прирост или сокращение разведанных геологических запасов; ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их массовому выбытию; отток специалистов из науки и производства в банковскую, торговую сферы и за рубеж; утрата позиций на ряде освоенных ранее рынков (страны Центральной и Восточной Европы, развивающиеся государства).
Переход России к открытой экономике в начале 90-х гг. привел к разделению народного хозяйства страны на три группы отраслей в зависимости от их конкурентоспособности на внешнем (а также на внутреннем) рынке.
Первая группа— по мировым стандартам конкурентоспособные ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, отчасти энергетика, черная и цветная металлургия). В этих отраслях работают 4% всех занятых в экономике и 17% — в промышленности. Но в них создается около половины добавленной стоимости в индустрии и примерно 15% ВВП, если считать во внутренних ценах (в мировых ценах — существенно больше). Ресурсные отрасли обеспечивали в середине 90-х гг. (до падения мировых цен на сырье и топливо) свыше 75% всего российского экспорта.
Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешние рынки.
Вторая группа— отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие большой научно-технический потенциал, способные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и (при определенных условиях) на внешнем рынке. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышленности, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. На долю этих отраслей в 1996 г. приходилось около 20% промышленной продукции, но всего 12% экспорта России.
|
|
Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке.
Третья группа—это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли, вместе взятые, дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт.
В рассматриваемую группу неконкурентоспособных отраслей входит также сельское хозяйство (на его долю приходится около 15% занятых в народном хозяйстве, но только 7% ВВП).
В совокупности отрасли этой группы, на которые приходится 1/4 всего занятого населения, производили в середине 90-х гг. не более 13% ВВП.
Переход России к открытой экономике и широкое проникновение (вплоть до финансового кризиса 1998 гг.) на внутренний рынок страны импортных товаров привели к резкому падению производства в неконкурентоспособных отраслях. Если в 1989— 1996 гг. промышленность в целом сократила объем выпускаемой продукции на 58,5%, то производство строительных материалов сократилось на 72,5%, а продукции легкой промышленности — на 87%. По отношению к данной группе отраслей, вероятно, следует, во-первых, активно использовать защитительные импортные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохраняя в то же время разумную конкуренцию) и, во-вторых, всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (через систему государственных закупок, лизинга и т.д.).
До начала XVIII в. основой международной специализации России, а следовательно, главным предметом экспорта были меха. Россия вывозила также продукты переработки леса (поташ, смолу), морского промысла (рыбу, икру), хлеб и другие сельскохозяйственные продукты (пеньку, лен, свиную щетину). Ввозилась в нашу страну в основном промышленная и ремесленная продукция: оружие, ткани и одежда, предметы роскоши.
После реформ Петра I в российском экспорте почти столетие преобладали промышленные товары: железо, парусное и льняное полотно. Резко сократились закупки оружия и начался ввоз оборудования для горного, текстильного и других производств, возросла доля одежды, тканей, вин.
С конца XVIII в. почти на полтора столетия основой международной специализации России становятся зерно и другие сельскохозяйственные продукты, что было вызвано растущим спросом на продовольствие в Западной Европе. Так, в начале XX в. Россия являлась крупнейшим в мире экспортером зерновых культур. В 1903-1913 гг. доля нашей страны в мировом экспорте пшеницы, ржи к овса составляла около 25%, ячменя — около 70%, кукурузы — 10%, яиц — 70%. В больших количествах вывозились лен и продукты его переработки, сливочное масло и сахар. Вывоз сельскохозяйственных продуктов осуществлялся, несмотря на довольно низкий уровень их потребления большей частью населения России.
В то время Россия являлась основным поставщиком леса на мировой рынок (32% мирового экспорта). С конца XX в. начался вывоз из России хлопчатобумажных и шерстяных тканей. В российском импорте преобладали машины и оборудование, каменный уголь, хлопок-сырец, потребительские товары. России, резко сократившись в объеме, в основном сохранила прежнюю структуру, а главным экспортным товаром оставался хлеб. В 30-е гг. в связи с индустриализацией возрос удельный вес импорта машин и оборудования.
После Великой Отечественной войны в экспорте постепенно стала расти доля машин и оборудования за счет поставок в социалистические и развивающиеся страны. Экспорт зерна постепенно сокращается в связи с ростом внутренних потребностей и исчезает на рубеже 50—60-х гг.
В 60—70-х гг. по мере освоения месторождений нефти и газа резко возрастает экспорт этих энергоносителей, складывается преимущественно топливно-сырьевая международная специализация России. В то же время наша страна становится одним из крупнейших импортеров зерна и других продуктов питания, а затем и многих промышленных потребительских товаров.
Топливно-сырьевая модель международной специализации России сформировалась почти стихийно еще в 70-80-е гг., а в 90-е гг. приобрела ярко выраженный характер. Такая модель позволила России в период кризиса плановой системы и при переходе к рыночной экономике поддерживать относительно высокие (с учетом падения отечественного производства) стандарты потребления. При более эффективном хозяйствовании доходы от экспорта топлива и сырья могли бы стать солидной основой структурной перестройки экономики и модернизации производственного аппарата. В принципе топливно-сырьевая специализация приносит немалые выгоды только в том случае, если природные ресурсы огромны, а пользующееся их благами население относительно невелико. Если такая модель хороша для Канады (30 млн. населения), Австралии (18 млн.), Саудовской Аравии (19 млн.), то она не может обеспечить столь же значительных выгод для России с ее гораздо более многочисленным (146,5 млн.) населением.
Россия постепенно теряет свои конкурентные преимущества в топливно-сырьевых отраслях в связи с неуклонным повышением затрат на разведку, добычу и обогащение первичного сырья. В нашей стране добыча и доставка топлива и сырья продолжают дорожать как по причине ухудшения условий добычи при продвижении ее в труднодоступные регионы с тяжелыми климатическими условиями, так и в связи с предельным износом промышленного оборудования и трубопроводов, требующих замены. Эта тенденция отчетливо проявилась уже в 80-е гг., когда затраты на добычу топлива увеличились более чем в 2,5 раза.
При этом приток иностранных инвестиций в российскую экономику в целом и топливно-энергетический комплекс в частности оказался в 90-е гг. недостаточным не только для модернизации, но и для поддержания в должном состоянии производственных мощностей ТЭК.
В 80—90-е гг. стало очевидным, что при преимущественном финансировании топливно-сырьевых отраслей недостаточный объем инвестиций приходится на долю обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, что затрудняет их развитие. Пагубность всемерного расширения топливно-сырьевого экспорта особенно четко проявилась в последние годы советского периода. Наша страна была на первых местах в мире по производству, потреблению и экспорту многих видов минерально-сырьевых ресурсов, но это не могло предотвратить кризис советской экономики.
Экспорт природных ресурсов лишь в незначительной степени использовался как средство модернизации российской экономики, особенно отраслей промышленности, выпускающих потребительские товары.
Наиболее перспективным представляется использовать природно-ресурсный потенциал как начальный импульс отраслей, опирающихся на научно-технический потенциал страны. Причем такое использование природных ресурсов может продолжаться довольно длительное время, учитывая остающиеся значительные объемы топливно-сырьевых ресурсов. Поэтому важно соединить разработку и экспорт наиболее рентабельных видов сырья и топлива с появлением и развитием точек роста в тех отраслях экономики, которые будут способствовать ее структурной перестройке.
Тема 2.Государственное регулирование ВЭД.
Механизм государственного регулирования ВЭД в РФ. Законодательство РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Экспортное и импортное регулирование России. Значение и структура таможенного тарифа РФ. Система и характер валютного регулирования и
валютного контроля Российской Федерации.