Связь Памяти с другими Психическими процессами
Что было бы если бы у человека не было памяти?
Сергей Леонидович Рубинштейн
«Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого».
Роль субъекта – проявление отношения к воспроизводимому образу, а это конечно включение своего сознания.
1. Без памяти мы были бы существами мгновения;
2. Наше прошлое было бы мертво для будущего.
3. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом.
4. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков;
5. Невозможен был бы факт по существу непрерывного учения.
Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т. д.).
|
|
Сохранение — это динамический процесс (С.Л. Рубинштейн), совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.).
Этот процесс имеет свою динамику (Этапы)
1. Она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании;
2. Последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными, чем предыдущие (реминисценция).
Сохранение – не как простое консервирование; оно включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д.
Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности.
Припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.
Воспроизведение – как необходимость в общественно организованной человеческой деятельности не только сохранять но и воспроизвести опыт для себя и для других (в словесной речевой форме).