Управление проектами
Лекция №12
Системы качества
Проект - уникальный процесс, состоящий из набора взаимосвязанных и контролируемых работ c датами начала и окончания и предпринятый для того, чтобы достичь цели соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.
Примечание 1. Отдельный проект может составлять часть структуры более крупного проекта.
Примечание 2. В некоторых проектах цель(и) уточняется(ются), а характеристики продукта последовательно задаются по мере продвижения проекта.
Примечание 3. Выходом проекта может быть одна или
несколько единиц продукции.
Примечание 4. Организационная структура носит временный характер и создается на период жизненного цикла проекта.
Примечание 5. Взаимодействия работ по проекту могут быть сложными.
Продукт проекта - то, что определено в проектном задании на продукт и поставляется заказчику.
Примечание. Проектное задание (project scope) может корректироваться по мере продвижения проекта.
|
|
План проекта - документ, устанавливающий то, что требуется для выполнения цели(ей) проекта.
Примечание 1. План проекта должен включать план обеспечения качества проекта или содержать ссылки на него.
Примечание 2. План проекта включает также и другие планы по таким вопросам, как организационные структуры, ресурсы, календарный график выполнения работ и сметы расходов (бюджет).
Участник - отдельное лицо или группа лиц, заинтересованные в функционировании организации-поставщика.
Примечание 1. В контексте данного определения организацией-поставщиком является проектная организация (project organization).
Примечание 2. Участниками (заинтересованными сторонами) могут быть:
• заказчик - получатель продукта проекта;
• потребитель, например пользователь продукта проекта;
• владелец, например организация, учредившая проект
• партнер, например в проектах совместных предприятий;
• инвестор, например финансовое учреждение;
• субподрядчик - организация, поставляющая изделия для проектной организации;
• общество, например, в лице законодательных или регулирующих органов и широкой публики;
• внутренний персонал, например сотрудники проектной организации.
Примечание 3. Интересы участников могут противоречить друг другу.
Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы (ISO 9000:2000).
Процесс - набор взаимосвязанных ресурсов и работ, благодаря которым входные воздействия преобразуются в выходные результаты (IS0 10006).
Примечание 1. Ресурсы могут включать управленческий персонал, услуги, исполнителей, финансы, производственные мощности, оборудование, инструкции и методики.
|
|
Примечание 2. Процессы проекта включают процессы управления проектом и процессы реализации проекта.
Примечание 3. Термин «процесс» охватывает также подпроцессы.
Оценка хода работ - оценивание выходных результатов работ по проекту, проводимое в соответствующих точках жизненного цикла проекта на основе заданных критериев для процессов и продукции проекта.
Примечание. В результате оценки хода работ может потребоваться пересмотр плана проекта.
Риск - произведение величины ущерба, возникшего в результате несоответствия, на вероятность появления этого несоответствия. Ущерб для проекта измеряется величиной временной задержки проекта или величиной расходов, которые может повлечь за собой такое событие.
Менеджмент рисков - деятельность по снижению величины потенциального или реального ущерба для проекта. Менеджмент рисков включает 4 основных фазы:
• выявление потенциального риска;
• анализ риска;
• управление риском;
• анализ результатов управления риском.
Управление риском - основная часть менеджмента рисков; при управлении риском, как правило, используется:
• устранение риска; устранить риск путем выбора альтернативного метода, который не поставит Заказ под угрозу риска;
• смягчение риска; цель состоит в том, чтобы признать сам факт того, что риск может возникнуть, и подготовить план, который сведет к минимуму его последствия;
• допущение риска, признать наличие риска и вытекающие последствия и ничего не корректировать. Этот метод используется для рисков, вероятность которых крайне низка (например, форс-мажорные обстоятельства);
• распределение риска, распределить риск между всеми участниками заказа. Тем самым каждый участник будет жизненно заинтересован в предотвращении того, чтобы риск стал реальностью.