Диалектика.
Космогония.
- основа всего, первопричина мира – Огонь;
- вселенная образуется путем разряжения и сгущения огня;
- мир возникает из огня и сгорает в определенный момент времени;
- всеобщий круговорот природных явлений исходит из изменений огня;
- огонь – символ движения, на котором все зиждется: «На огонь обменивается все, и огонь – на все, как на золото – товары и на товары – золото». При этом Гераклит говорит о ЖИВОМ огне, который творит ЖИВОЕ.
Центральный мотив учения – принцип ПАНТА РЕИ («все течет»). Этот принцип указывает на всеобщую изменчивость: «на входящего в одну и ту же реку текут все новые и новые воды».
- Движение – везде и во всем.
- Источник развития – принцип борьбы противоположностей, эта борьба – «отец всего». Итак, изменчивость вещей не хаотична – она происходит по направлению к своей противоположности: холод идет к теплому и так далее.
Поэтому Гераклита Эфесского считают первооткрывателем диалектики, «стихийным диалектиком». В истории философии диалектикой принято называть учение, фиксирующее основные закономерности развития и Гераклит был весьма близок к формулированию основного диалектического закона о единстве и борьбе противоположностей. Гегель сказал, что все, что говорил Гераклит, он мог бы включить в свою собственную философию.
|
|
Иногда Гераклит умышленно «играет» противоположностями, причем изящно: «Болезнь делает приятным здоровье, голод – сытость, усталость – отдых». Здесь интересна метафора «игры», к которой также прибегал Гераклит. Один из его афоризмов: «Вечность – это ребенок, забавляющийся игрой в шахматы». Здесь Гераклит близок Пифагору, хотя и критиковал его, который также видел мир как ИГРУ, музыку ритмов. Шахматы – игра не только древняя, но и весьма мистическая. Фигура короля, по мнению некоторых экзегетов, символизирует «душу»: душа не может быть убита, и мат королю означает не окончание игры в целом, а лишь окончание партии. То есть жизнь души отнять нельзя, со смертью (мат) игра продолжается – у вас есть возможность начать все сначала, главное – иметь желание.
- гераклит – один из первых, кто обращает внимание на характер человеческого познания: познание стремится постичь СУЩНОСТЬ, т.е. ЛОГОС;
- проводит различие между «многознанием» и «мудростью»;
- единственная мудрость – это «знание мысли, которая всем правит», то есть знание ЛОГОСА;
- все правится судьбой или необходимостью – Нике;
- логос тесно связан с Нике;
- логос также вечен как несотворенный и неуничтожимый мир, а его познание связано с пониманием закономерного развития мира как единства и борьбы противоположностей.