Рис.2. Взаимосвязь процессов в сети поставок при наличии
Поставщики, потребители, субподрядчики могут быть как внешними (другое предприятие или организация), так и внутренними (другое подразделение того же предприятия). При управлении организацией с позиций процессного подхода в качестве поставщика процесса рассматривается предшествующий процесс – процесс-поставщик, а в качестве потребителя – последующий процесс – процесс-потребитель. С точки зрения современного менеджмента качества в цепочке поставки (как внешней, так и внутренней) должен строго выдерживаться принцип, что именно оценка продукции потребителем – истинная оценка её качества.
То есть суть процессного подхода к управлению организацией заключается в том, что акцент при постановке задач и оценке эффективности переносится с функциональных подразделений и элементов качества на бизнес-процессы, то есть на процессы, создающие ценности для потребителя и организации.
Реализация процессного подхода может производиться в данной последовательности.
|
|
1. Определить основные и вспомогательные процессы, то есть процессы, непосредственно влияющие на качество и эффективность функционирования организации, и процессы, поддерживающие названные выше.
2. Определить ответственных за планирование, анализ и разработку рекомендаций по улучшению процессов (владельцев процессов), наделить их необходимыми полномочиями.
3. Определить цели процессов, исходя из целей организации.
4. Установить границы процессов, их входы и выходы. Входами процессов являются объекты, изменяющиеся в ходе процесса (заготовки, заявки, информация и др.), ресурсы, необходимые для эффективного функционирования процесса (технические, людские, финансовые). Выходами процесса являются результаты процесса (продукция, услуги и др.), показатели результативности и эффективности процесса.
5. Разработать документацию (процедуры, регламенты, карты, схемы и др.) на процессы.
6. Разработать систему управления мониторинга и измерения процессов.
7. Обеспечить процессы необходимыми ресурсами, запустить процессы.
8. Осуществлять контроль процессов путем их мониторинга и измерений.
9. Планировать и осуществлять улучшения процессов на основе цикла Деминга (цикл PDCA).
Процессный подход дает возможность повысить эффективность организации, так как он позволяет:
· преодолеть межфункциональные барьеры между подразделениями организации;
· приблизить цели СМК к результатам бизнес-процессов за счет концентрации усилий на запросах потребителей;
· повысить конкурентоспособность организации за счет сокращения времени производственного цикла, повышения качества продукции, постоянной оценки соотношения «вход - выход», то есть «ресурсы - результаты», всех процессов организации;
|
|
· повысить производительность труда, снизить затраты с помощью групповой работы, исключения ненужных элементов процессов, не добавляющих ценности;
· увеличить гибкость СМК, не связанной с функциональной структурой организации, ее способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям;
· обеспечить постоянное совершенствование на основе измеримости процессов.