Роль казначейства в исполнении бюджета

3.

Интегрированная информационная система казначейского исполнения бюджета.

Роль казначейства в исполнении бюджета.

Вопросы лекции

В нашей республике до введения системы казначейского обслуживания бюджета исполнение государственного бюджета осуществляли Министерство финансов РК и НБ РК. Расчетно-кассовые центры НБ обслуживали бюджетные организации, а Министерство финансов формировало отчетность на основании информации, предоставленной НБ.

При переходе к рыночной экономике возникла необходимость более эффективного управления государственными финансами, что стало основной причиной создания единого органа по исполнению бюджета. Указом Президента РК в 1994 г. была создана казначейская система в целях исполнения республиканского бюджета и расчетно-кассового обслуживания местных бюджетов.

В этом же году было образовано Главное управление Казначейства как структура Министерства финансов. в 1995 г. были созданы его территориальные органы в областях и районах. В 1999 г. был создан Комитет Казначейства Министерства финансов РК.

В 1996 г. на базе расчетно-кассовых центров НБ РК был создан Республиканский бюджетный банк как промежуточная структура, вследствие чего функции по исполнению республиканского бюджета и расчетно-кассовому обслуживанию местных бюджетов полностью перешли в Казначейство. В этом же году был открыт Единый казначейский счет для республиканского бюджета в НБ РК и корреспондентские счета территориальных органов казначейства в банках второго уровня, что позволят органам Казначейства реализовывать свои полномочия по проведению банковских операций по исполнению бюджета, а также операций, связанных с выплатой наличных денег.

Основное содержание деятельности Казначейства проявляется в ходе исполнения бюджета, под которым понимается получение утвержденных доходов и осуществление предусмотренных расходов в течение финансового года. Важным составляющим элементом этой деятельности является кассовое исполнение бюджета, базирующееся на принципе единства кассы. Смысл этого принципа заключается в том, что все бюджетные средства поступают на единый казначейский счет в НБ РК, с которого затем и осуществляются все расходы.

Казначейская система исполнения бюджета, таким образом, позволяет концентрировать доходный и расходный потоки денежных средств, возникающих в ходе исполнения бюджета, на одном счете. При таком порядке исполнения бюджета становится более детальным и прозрачным, существенно ускоряется процесс финансирования.

Комитет Казначейства Министерства финансов РК является ведомством в пределах структуры и компетенции Министерства финансов РК, призванным осуществлять специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции. Данный орган выполняет межотраслевую координацию по обслуживанию исполнения республиканского бюджета, расчетно-кассовому обслуживанию государственного бюджета, государственных учреждений и предварительному и текущему контролю использования средств государственного бюджета.

Основные задачи казначейства:

- улучшение организации и контроля кассового исполнения республиканского бюджета;

- улучшение расчетно-кассового обслуживания государственного бюджета, в том числе счетов по средствам, полученным государством и государственными учреждениями от реализации платных услуг, депозитных сумм и в виде спонсорской и благотворительной помощи;

- участие в развитии и совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной системе и внутреннего аудита в системе органов казначейства;

- обеспечение контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов;

- обеспечение функционировании я государственной информационной системы казначейства.

Казначейство в установленном порядке осуществляет следующие функции:

-обслуживание исполнения государственного бюджета;

- финансирование расходов республиканского бюджета в соответствии с бюджетными назначениями на очередной финансовый год;

- прогнозирование потоков наличности республиканского бюджета;

- обеспечение учета кассовых расходов государственных учреждений, а также от реализации платных услуг, депозитных сумм, в виде спонсорской и благотворительной помощи;

- обеспечение распределения государственных налогов и платежей между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты разных уровней;

- осуществление переводов денег по поручениям государственных учреждений как в национальной, так и в иностранной валюте, контроль денежных документов, предоставляемых государственным учреждениям;

- осуществление перевода денег при погашении и обслуживании государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственную гарантию;

- организация обеспечения наличными деньгами государственных учреждений через банки второго уровня и другие учреждения, имеющие лицензии на оказание соответствующих видов банковских услуг;

- разработка порядка ведения и осуществления бухгалтерского учета и отчетности об исполнении республиканского бюджета и предоставление информации о кассовом исполнении местных бюджетов в местные исполнительные органы и в Министерство финансов РК;

- представление учреждениям – администраторам республиканских бюджетных программ ежемесячной информации о выделенных лимитах и произведенных кассовых расходах в разрезе программ, подпрограмм и специфик;

- ведение и учет валютных операций государственных учреждений через соответствующие банковские счета Казначейства в НБ РК, организация проверок по соблюдении законодательства при их проведении;

- разработка и утверждение порядка ведения бухгалтерского учета в бюджетной системе и внутреннего аудита в органах казначейства;

- участие в подготовке проектов международных договоров, контрактов и соглашений;

- определение порядка составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства;

- управление текущими остатками на счетах Казначейства в целях получения дохода путем их размещения на банковских вкладах и в ценные бумаги;

- осуществление регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых государственными учреждениями за счет бюджетных денег;

- анализ состояния рынка драгоценных металлов, проведение операций с драгоценными металлами и камнями на внутреннем и внешнем рынках;

- осуществлении е предварительного и текущего контроля целевого использования средств республиканского бюджета и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов;

- участие в подготовке информации о результатах исполнения республиканского и местных бюджетов;

- составление ежедневной информации о состоянии доходных и расходных счетов республиканского и местных бюджетов;

- подготовка оперативной, месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета;

- подготовка предложений, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, целевое и эффективное использование государственных средств;

- анализ и обобщение опыта работы территориальных органов Казначейства и разработка предложений по ее совершенствованию, проверка их деятельности, принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений;

- изучение опыта организации и деятельности казначейства зарубежных стран и разработка предложений по его практическому использованию.

Комитет Казначейства Министерства финансов РК имеет следующую структуру:

- управление формирования сводного финансового плана и финансирования расходов республиканского бюджета;

- управление бухгалтерского учета и отчетности по бюджету;

- управление платежных операций;

- управление организации исполнения бюджетов, бухгалтерского учета и аудита;

- управление учета и распределения поступлений;

- управление наличности и учета государственных обязательств;

- управление организационной и контрольной работы;

- управление сопровождения и технологического обеспечения казначейской системы.

Управление формирования сводного финансового плана и финансирования расходов республиканского бюджета осуществляет ведение сводного плана финансирования по обязательствам и платежам и в соответствии с ЕБК по республиканскому бюджету, формирует реестр выданных казначейских разрешений, проводит контроль за процедурами принятия и регистрации обязательств государственных учреждений.

Управление бухгалтерского учета и отчетности по бюджету обеспечивает ежемесячную сверку доходов и расходов проведенных по ЕКС с данными территориальных управлений казначейства, оформляет заявку, заказ и счет к оплате, платежные поручения для осуществления расходных операций по оплате внешнего и внутреннего долга, субвенций в тенге и в иностранной валюте.

Формирует отчеты по кодам бюджетной классификации ф.2»Отчет об исполнении республиканского бюджета по администраторам республиканских бюджетных программ»,»Отчет об исполнении республиканского бюджета по экономической классификации», «Информацию о расходовании средств республиканского бюджета на самофинансирование».

Управление платежных операций осуществляет контроль за состоянием корреспондентских счетов в национальной валюте территориальных органов казначейства, прием и анализ выписок из платежной системы КЦМР и от НБ РК, осуществляет размещение депозитов в иностранной валюте.

Управление организации исполнения бюджета, бухгалтерского учета и аудита разрабатывает нормативно-правовые акты по исполнению бюджета, бухгалтерского учета и внутреннего аудита, разрабатывает Единый стандартный план счетов, ведет Справочник государственных учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов, ведет Справочник активов государственных учреждений.

Управление учета и распределении я поступлений производит прием и контроль первичной информации по поступлениям из банковской системы интерфейса на счет 0000809000(импорт), распределяет поступления между республиканским и местными бюджетами, готовит заключения и счета-фактуры на перенос сверхплановых поступлений от организаций сырьевого сектора в Национальный фонд РК и осуществляет их перечисление.

Управление наличности и учета государственных обязательств осуществляет прогноз поступлений и расходов денежной наличности по республиканскому бюджету, проводит мониторинг поступлений бюджетных изъятий, ежемесячно производит с НБ РК сверку ведомости проверки совершенных операций по ЕКС, осуществляет контроль над поступлениями денег от продажи государственных ценных бумаг.

Управление организационной и контрольной работы осуществляет координацию деятельности аппарата комитета казначейства и его территориальных органов, работу по подбору кадров для работы в системе Казначейства, решает вопросы по финансовому и материально-техническому обеспечению территориальных органов казначейства.

Управление сопровождения и технического обеспечения казначейской системы участвует в приобретении аппаратных программных средств для развития информационной системы, в подготовке тендеров на приобретении компьютерного оборудования и услуг для казначейства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: