Причины – 1. Промышленная революция, продолжавшаяся весь XIX в.(Множество технических изобретений, переход к фабричному производству, механизация труда, развитие транспорта, строительство железных дорог и многое другое) 2. Бурное развитие экономики – привели к насыщению рынка товарами и услугами, а также резкому обострению проблем реализации продукции. 3 Рынок, где правила диктовал продавец, постепенно превращался в рынок покупателя. Возросшая роль потребителя.
На первом этапе развития маржинализма в 70-х годах XIX в. известность получила австрийская школа, созданная Карлом Менгером (1840— 1921) и его учениками Фридрихом фон Визером (1851—1926) и Эйгеном фон Бем-Баверком (1851 —1914) Маржинальный (предельный) экономический анализ был принят научной общественностью с выходом работ австрийского ученого Карла Менгера — основателя так называемого маржинального направления экономико-математической мысли; английским экономистом Стэнли Джевонсом. английского экономиста Уильяма Стэнли Джевонса — одного из авторов предельной полезности, пользующейся популярностью до сих пор; швейцарец Леона Вальраса — одного из авторов теории и моделей равновесия. Название школы «маржинализм» происходит как раз от фран. marginal — предельный).
|
|
Маржиналисты изучили мотивы поведения человека как потребителя и пришли к выводу о связи психологической ценности того или иного блага для потребителя с количеством данного блага, уже имеющегося в его распоряжении. Разве можно, например, признать равными полезность одного единственного нарядного костюма и седьмого, когда уже есть шесть. Очевидно, полезность следующих — восьмого, десятого, сотого — костюмов будет оцениваться потребителем все ниже и ниже. На экономическом языке эта закономерность получила название закона убывающей предельной полезности. Открытие этого закона изменило понятие создаваемого нацией богатства. Оказалось, что достижением производителей можно считать не все то, что они смогут произвести, а только нужное потребителям количество блага.
Маржинализм — это теория, представляющая экономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи — использования предельных (max или min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Например, теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребления при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции. Главные категории в этом направлении: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и т.д.
|
|
Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.
Неоклассическая школа (Кембриджская школа).Маржиналистов на втором этапе развития называют неоклассиками. Маржиналисты в то же время продолжили некоторые важные традиции классической школы. В первую очередь маржиналистов и классиков объединяет подход к рынку как к саморегулирующейся, не требующей государственного вмешательства системе. Большой вклад в развитие маржинальной школы на этом этапе внес ряд английских экономистов (так называемая) и в первую очередь Альфред Маршалл (1842—1924). В своей работе «Принципы экономики», вышедшей в 1890 г., А. Маршалл дал экономической науке новое название — экономикс, исключив таким образом «государственный акцент», присутствовавший в прежнем термине «политическая экономия». Курс "Экономикс" впервые начал читаться в Кембриджском университете А.Маршаллом в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.С.Милля.
Объектом исследований экономики в рамках неоклассической школы стал процесс выбора наиболее эффективного, оптимального способа использования ограниченных ресурсов для получения максимально возможного полезного эффекта. Очень важно также, что маржинальная теория включила в себя представление о множественности факторов производства (ресурсов).
Если трудовая теория стоимости сводила создание богатства к единственному источнику — труду, то многофакторная концепция признавала вклад ряда факторов — капитала, земли, предпринимательской способности. Тем самым была сформулирована теоретическая альтернатива марксистской концепции эксплуатации труда. Взаимоотношения разных слоев общества с этой точки зрения стали выглядеть не как антагонистическая борьба эксплуататоров и эксплуатируемых, а как кооперация владельцев разных факторов производства ради достижения выгодного всем результата.
Еще одна крупная заслуга Маршалла состоит в том, что он дал конструктивное разрешение разгоревшемуся научному спору о факторах, определяющих рыночную цену. Сторонники классической политической экономии считали, что рыночная цена формируется под влиянием издержек производства (например, затрат труда). Австрийская маржинальная школа выдвинула тезис о зависимости рыночной цены от предельной полезности блага, т.е. от потребителя. А. Маршалл создал теорию рыночной равновесной цены, в которой показал зависимость свободного рыночного ценообразования и от спроса, и от предложения. Этот подход получил название «логики ножниц». Каким лезвием ножниц вы режете бумагу? Видимо, обоими. Так и цена на рынке находится под влиянием сразу двух факторов — спроса и предложения, и нельзя сказать, который из них важнее. Маржинальная школа внесла большой вклад в расширение объекта экономической науки, в которую прочно и навсегда, кроме чисто экономических процессов, вошли психологические аспекты.