Этап – Маржинальная революция

Причины – 1. Промышленная революция, продолжавшаяся весь XIX в.(Множество технических изобретений, переход к фаб­ричному производству, механизация труда, развитие транспорта, строительство железных дорог и многое другое) 2. Бурное развитие экономики – привели к насыщению рынка товарами и услугами, а также резкому обостре­нию проблем реализации продукции. 3 Рынок, где правила дикто­вал продавец, постепенно превращался в рынок покупателя. Возросшая роль потребителя.

На первом этапе развития маржинализма в 70-х годах XIX в. известность полу­чила австрийская школа, созданная Карлом Менгером (1840— 1921) и его учениками Фридрихом фон Визером (1851—1926) и Эйгеном фон Бем-Баверком (1851 —1914) Маржинальный (предельный) экономический анализ был принят научной общественностью с выходом работ австрийского ученого Карла Менгера — основателя так называемого маржинального направления экономико-математической мысли; английским экономистом Стэнли Джевонсом. английского экономиста Уильяма Стэнли Джевонса — одного из авторов предельной полезности, пользующейся попу­лярностью до сих пор; швейцарец Леона Вальраса — одного из авторов теории и моделей равновесия. Название школы «маржинализм» проис­ходит как раз от фран. marginal — предельный).

Маржиналисты изучили мотивы поведения человека как по­требителя и пришли к выводу о связи психологической ценности того или иного блага для потребителя с количеством данного бла­га, уже имеющегося в его распоряжении. Разве можно, например, признать равными полезность одного единственного нарядного костюма и седьмого, когда уже есть шесть. Очевидно, полезность следующих — восьмого, десятого, сотого — костюмов будет оце­ниваться потребителем все ниже и ниже. На экономическом языке эта закономерность получила название закона убывающей предельной полезности. Открытие этого закона изменило понятие создаваемого нацией богатства. Оказа­лось, что достижением производителей можно считать не все то, что они смогут произвести, а только нужное потребителям коли­чество блага.

Маржинализмэто теория, представляющая экономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов и объясняющая эко­номические процессы и явления, исходя из новой идеииспользования предельных (max или min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Например, теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребления при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции. Главные категории в этом направлении: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и т.д.

Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.

Неоклассическая школа (Кембриджская школа).Маржиналистов на втором этапе развития называ­ют неоклассиками. Маржиналисты в то же время продолжили некоторые важные традиции классической школы. В первую оче­редь маржиналистов и классиков объединяет подход к рынку как к саморегулирующейся, не требующей государственного вмешатель­ства системе. Большой вклад в развитие маржинальной школы на этом этапе внес ряд английских экономистов (так называемая) и в первую очередь Альфред Маршалл (1842—1924). В своей работе «Принципы экономики», вышедшей в 1890 г., А. Маршалл дал экономической науке новое название — экономикс, исключив таким образом «государственный акцент», присутствовавший в прежнем термине «политическая экономия». Курс "Экономикс" впервые начал читаться в Кембриджском университете А.Маршаллом в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.С.Милля.

Объектом исследований экономики в рамках неоклассической школы стал процесс выбора наиболее эффективного, оптимального способа использования ограниченных ресурсов для получения макси­мально возможного полезного эффекта. Очень важно также, что маржинальная теория включила в себя представление о множественности факторов производства (ресурсов).

Если трудовая теория стоимости сводила создание богатства к единственному источнику — труду, то многофакторная концеп­ция признавала вклад ряда факторов — капитала, земли, пред­принимательской способности. Тем самым была сформулирована теоретическая альтернатива марксистской концепции эксплуата­ции труда. Взаимоотношения разных слоев общества с этой точки зрения стали выглядеть не как антагонистическая борьба эксплу­ататоров и эксплуатируемых, а как кооперация владельцев раз­ных факторов производства ради достижения выгодного всем ре­зультата.

Еще одна крупная заслуга Маршалла состоит в том, что он дал конструктивное разрешение разгоревшемуся научному спору о факторах, определяющих рыночную цену. Сторонники классичес­кой политической экономии считали, что рыночная цена форми­руется под влиянием издержек производства (например, затрат труда). Австрийская маржинальная школа выдвинула тезис о за­висимости рыночной цены от предельной полезности блага, т.е. от потребителя. А. Маршалл создал теорию рыночной равновес­ной цены, в которой показал зависимость свободного рыночного ценообразования и от спроса, и от предложения. Этот подход полу­чил название «логики ножниц». Каким лезвием ножниц вы режете бумагу? Видимо, обоими. Так и цена на рынке находится под влия­нием сразу двух факторов — спроса и предложения, и нельзя ска­зать, который из них важнее. Маржинальная школа внесла большой вклад в расширение объекта экономической науки, в которую прочно и навсегда, кроме чисто экономических процессов, вошли психологические аспекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: