По развитию
Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.
Специальная психология изучает отклонения в развитии психики.
Патопсихологияисследует отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Олигофренопсихологияизучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.
Сурдопсихологияисследует психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты.
Тифлопсихологияизучает психологию развития слабовидящих и незрячих.
Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни.
Зоопсихологияизучает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.
Этологияисследует врожденные механизмы поведения животных.
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах, социально-психологические явления в малых группах, социально-психологические проявления личности человека.
|
|
Психология личности изучает психологические особенности личности.
III. Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
В психологии выделяют четыре группы методов.
Классификация методов психологического исследования Б.Г. Ананьева
1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.
Сравнительный методпредполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.
Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.
2. Эмпирические методы. Это прежде всего наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.
3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный(статистический) и качественный(дифференциация материала по группам, его анализ) методы.
4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный(выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
IV. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.
Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:
· пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);
· мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);
· речь (содержание, культура речи и т.д.).
Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:
· многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;
· многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;
· уникальный характер и неповторимость психических явлений.
Ниже приведена классификация видов наблюдения.