Формы познания окружающего мира
Обыденное знание | Научное знание |
– неспециализированная познавательная деятельность человека в процессе его жизнедеятельности, продуктом которой является жизненно-практический опыт | – вид познавательной деятельности, включающий постоянно развивающиеся системы знаний, связанные с открытием новых законов и научных теорий |
1. Объект рассматривает в совокупности | 1. Объект рассматривается на эмпирическом и теоретическом уровнях |
2. Для фиксации объектов и их состояний использует средства естественного (разговорного) языка | 2. Для фиксации объектов и их состояний разрабатывает комплекс специфических терминов |
3. В процессе познания применяет обычные методы: созерцание, умозаключения и выводы | 3. В процессе познания использует специальные средства |
4. Достоверность полученных знаний устанавливает только опытническо-практической деятельностью (производством) | 4. Достоверность полученных знаний устанавливается специфическими средствами проверки на истинность (эксперимент, модели) |
5. Не требует особой подготовки | 5. Требует особой теоретической, практической, методологической подготовки |
6. Не всегда | 6. Научные знания выстраиваются в систему посредством логического выведения одних утверждений из других |
Современная трактовка понятия «культура» отражает как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие конкретных исторических форм этой жизнедеятельности.
|
|
Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Содержание понятия «культура» и его структура находятся в постоянном развитии и зависят от конкретной исторической эпохи, общественно-экономической формации, национальных особенностей. Культуру подразделяют на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты – орудия труда, жилище, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу сознания, духовного производства – нравственность, воспитание, этику, эстетику, религию, искусство, науку.
Как сфера человеческой деятельности наука имеет специфические черты.
Универсальность – сообщает знания, истинные для тех условий, при которых они получены.
Обезличенность – конечные результаты научного познания не зависят от национальности ученого, от места его проживания или индивидуальных особенностей.
|
|
Систематичность – наука имеет определенную взаимосвязанную структуру, а не является бессвязным набором частей.
Фрагментарность – наука делится на отдельные дисциплины, поскольку изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности и ее параметры.
Общезначимость – научные знания могут быть использованы всеми людьми. Наука оперирует единым языком терминов и понятий.
Незавершенность – процесс научного познания бесконечен, так как научное знание не может достичь абсолютной истины.
Преемственность – новые знания определенным образом соотносятся со старыми знаниями.
Критичность – всякое знание относительно, любые результаты могут быть поставлены под сомнение и пересмотрены.
Достоверность – любые научные выводы основаны на результатах, прошедших разностороннюю проверку.
Внеморальность – научные истины нейтральны в морально-этическом плане. Нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его использованию.
Рациональность – разработка теорий, выходящих за рамки эмпирического уровня, на основе законов логики.
Чувственность – научные результаты признаются достоверными только после того, как они эмпирически проверены с использованием чувственного восприятия.